Фильм Аркана не похож ни на европейские
аналоги — моральные притчи Эрика Ромера, ни на американский — экранный
психоанализ Вуди Аллена. Скорее в драматургии и атмосфере картины есть что-то
бунюэлевское, от "Ангела истребления" и "Скромного обаяния
буржуазии". Чего стоит затянувшаяся экспозиция —
когда четверо мужчин (все университетские учителя истории) готовят изысканный
ужин для своих подруг — в то время как те проводят выходной в косметическом
салоне. Как одни, так и другие непрестанно говорят о сексе, но мужчины больше
об уловках и тактике (как склеить новую партнершу и обмануть жену), женщины же
скорее о сексуальной гимнастике, которая должна приносить максимум
удовольствия и пользы телу. Вещи и здесь и там называются своими
именами без ложного стеснения. Правда, когда обе компании, разъединенные по
половому признаку, воссоединяются, они резко скучнеют и становятся внешне
похожи на сборища так называемых интеллигентных людей. Но очень ненадолго: одну из дам вдруг прорывает провоцирующим
признанием, и от ритуального статус-кво между полами (пресловутая мужская или
женская солидарность) ничего не остается. Впрочем, еще больше, чем
"свои", шокирован единственный чужак, случайно сюда затесавшийся:
после всех алчных разговоров о сексе он ожидает по меньшей мере оргии, на
самом же деле общество, словесно удовлеторив похоть, приступает к размеренной
трапезе. Обреченность и отчужденность в красивой
упаковке — внутренний сюжет этой почти веселой картины. Человек отчуждается не
только от своего труда, но и от своей сексуальности, причем трое
гетеросексуалов в этом смысле ничем не отличаются от гея, выходящего вечерами
на охоту в поисках смутного анонимного объекта своего желания. Все эти лейтмотивы в гипертрофированном
виде вернутся через несколько лет в фильме Аркана "Остатки любви и
человечности". Но сначала возникнет "Иисус из Монреаля" —
возникнет, кажется, в стороне от освоенной режиссером дороги. Замысел этого
фильма родился, когда Аркан снимал "Закат Американской империи" —
вернее, даже не снимал, а подбирал будущих исполнителей. Один бородатый актер
на пробах сказал, что готов сбрить бороду, но вот беда: именно в этот летний
период он подрабатывает, играя Христа в религиозных пьесах по мотивам
Священного писания. Представления разыгрываются на холме в центре Монреаля.
Аркана поразил еще один открывшийся ему вид профессионального отчуждения: с
точки зрения режиссера, это то же самое, что озвучивать документальные или
дублировать порнографические фильмы. Между идеей "Иисуса из
Монреаля" и ее воплощением с Арканом произошла метаморфоза: после выхода
на экраны "Заката" он в свои сорок пять проснулся знаменитым. Это
феерическое ощущение аутсайдера, отдавшего два десятка лет идеалам юности, а
потом вдруг обнаружившего себя в лимузине, мчащемся к "Оскару" под
управлением "Парамаунт пикчерз", сообщило новому фильму одновременно
легкость и напряженность. |