"Иисус из Монреаля" — история
неудачника, вошедшего в образ Христа и поднятого усилиями масс-медиа до уровня
городского символа. Но это еще и образец постмодернистской археологии,
обнажающей основные слои современной аудиовизуально-гедонистической культуры. Религия в ее сегодняшних формах
срастается с шоу-бизнесом, а последний все больше пропитывается ритуальным,
мифологическим духом. Новые культы возникают, кажется, самопроизвольно, однако
на самом деле не без помощи закулисных дирижеров. Некоторых из них Аркан
карикатурно вывел в своем фильме, который лишь в силу процветающего в нашей
стране невежества был противопоставлен "Последнему искушению Христа"
Скорсезе (со скандалом снятому с телепрограммы НТВ в Пасхальную ночь и
замененному уж никак не менее "кощунственной" картиной Аркана). Если Скорсезе — достаточно ортодоксальный
католик, Аркан вообще равнодушен к религиозной проблематике. Но он — и не
воинствующий атеист. Позиция пытливого наблюдателя, отслеживающего процесс как
бы из будущего, приходит на смену позе гневного обличителя "прогнившей
системы". Гниение? Да. Но именно оно способствует перемешиванию слоев почвы,
которую тем интереснее разрыть и научно исследовать. При этом режиссура Аркана не становится
холоднее, а его моральный ригоризм поворачивается неожиданной гранью. Он может
на протяжении половины фильма развлекать аудиторию скабрезными диалогами или показом
того, как снимаются порносцены, — для того, чтобы резко сбить комедийный тон
лобово публицистическим кадром: герой в гневе разбивает магнитофон и, подобно
Иисусу, изгоняет бизнесменов из храма искусства. Аркан, похоже, весьма терпимо относится к
священнику, который нарушает обет целомудрия и вступает в связь с актрисой. Но
потом оказывается, что предательство (навязчивая тема Аркана) затрагивает
этого типа на гораздо более глубоком уровне. Все это позволяет сделать вывод,
что Дени Аркан не отказывается от своих радикальных позиций и по-прежнему
изобличает пороки общества. Но он научился секрету, как подсластить лекарство,
чтобы оно было проглочено. Отсюда был только шаг, чтобы преодолеть
квебекскую клаустрофобию и выйти в пространство международного — то есть
англоязычного — кино. Для своего первого фильма, снятого по-английски, Аркан
выбрал театральный шлягер под названием "Неопознанные человеческие останки
и подлинная природа любви". Киновариант озаглавлен короче — "Остатки
любви и человечности". Вновь Аркан выступает аналитиком
взаимоотношений небольшой группы людей — только одним поколением моложе, чем в
"Закате Американской империи . Вновь, подобно археологу из будущего, он
выискивает в микрокосме заблудших, сбившихся с орбиты планет остатки тех основ,
на которых держалась жизнь прежде. |