В хаосе бисексуальных любовных
треугольников режиссер выбирает и укрупняет один: вчерашний кумир телешоу,
ставший безработным бездельником; его брошенный любовник и его же подружка,
которой он вечно изменяет. "Невыносимая легкость бытия" героев этой
ленты оборачивается необычной даже для Аркана моральной тяжеловесностью. Выясняется, что убийца-маньяк,
терроризирующий женщин в округе, и есть не кто иной как брошенный любовник, не
сумевший справиться с любовной катастрофой. Назидательная прямолинейность
драматургии помешала фильму подняться над уровнем сегодняшнего канадского кино,
которое отличается, с одной стороны, повышенным интересом к транссексуальности
и насилию, с другой же — сентиментальностью и банальностью моральных рекомендаций. Фильм Аркана нельзя не признать
актуальным: он вышел на экраны вскоре после того, как Торонто, где происходит
действие, пережил шок явления очередного серийного убийцы. В картине
запечатлелись и другие данные археологического состояния общества, в
частности, кризис феминизма. Однако попытки преодолеть водевильность
театральной конструкции выглядят довольно робкими. И потому вершиной
режиссерского стиля остается мозаичный, с маньеристскими вкраплениями и
акцентами, "Иисус из Монреаля". Когда в 1989 году он показывался в Канне,
главным призом там наградили "Секс, ложь и видео" Стивена Содерберга
— модернизированную версию "Заката Американской империи". Именно
этот шедевр Аркана наверняка останется в анналах киноклассики. Он структурирован
как барочный Concerto grosso: мужчины и женщины образуют отдельные оркестровые группы, и
каждый персонаж получает право на соло, образующее контрапункт
"хору". Иначе обстоит дело в не слишком стройном
хоре канадского кино. Аркан принадлежит к считанным единицам, кому не только
удалось заговорить своим голосом, но и добиться, чтобы этот голос услышали.
Будучи несомненным культурным героем франкоязычного Квебека, он, однако, не
преуспел в попытке вписаться в то единственное кино, которое в современном мире
считается массовым и универсальным. Кино, где говорят и думают по-английски, а
точнее — по-американски. 27. Джоэл и Этан Коэны. Братья крови и огня, братья холода и льда"И.о. Хадсакера" "Бартон Финк" "Развилка Миллера" "Большой Лебовский" "Фарго" Звезда братьев Коэнов зажглась на мировом
кинематографическом небосклоне 20 мая 1991 года. Председатель каннского жюри Роман
Полянский вручил им сразу три приза. Помимо "Золотой пальмовой
ветви", фильм "Бартон Финк" был отмечен наградой за режиссуру и
за лучшую мужскую роль. Для 37-летнего Джоэла и 34-летнего Этана это был
суперуспех. Оба приняли его сдержанно, как будто ничего другого и не ожидали. |