Другие участники конкурса, затаив
дыхание, ждали вердикта жюри. Особенно нервничал датчанин Ларе фон Триер.
Представленный им "нордический" фильм "Европа" должен был —
что подчеркнуто уже в названии — сыграть роль тяжелой артиллерии европейского
кино и в то же время имитировать жесткую фактуру заокеанского триллера. Ларс
фон Триллер, как окрестили его шутники-журналисты, вынужден был
довольствоваться в результате двумя второстепенными призами. На сцене он едва
сдерживал бешенство, а потом в баре катил бочку на жюри, которое предпочло
фильм несравненно худший. Услышав это, братья Коэны только пожали плечами: "Возможно,
он прав, мы никакой "Европы" не видели, ну да ведь что из этого? Мы
победили, он нет, какая разница?" Победа в Канне для американцев, в отличие
от датчан, венгров или даже французов имеет значение скорее символическое. И
все же Коэны немного кокетничают. На самом деле они целенаправленно шли к
европейскому признанию, только выбрали для этого особый — даже для американцев
— путь. Братья начали карьеру в середине 80-х, когда разрыв между европейским и
американским восприятием кинозрелищности превратился в пропасть. Прививки,
вливания чужой крови приводили к внешним мутациям, но не меняли исходный
генетический код. Высокий красавец Джоэл с темными волосами
до плеч и рыжеватый тщедушный Этан — оба в очках и с еврейской грустью в глазах
— составляют колоритную пару. Журнал "Тайм" пишет, что они производят
впечатление акселератов, которых насильно держат в школе. Коэны принадлежат к
новейшей формации американских интеллектуалов, с малых лет воспринявших
голливудскую мифологию как свою собственную. Выходцы из профессорской семьи,
они провели детство в Миннеаполисе с его морозными, почти сибирскими зимами.
Любой теплый день проводили за кинокамерой, снимая любительские фильмы. Роли
исполняли их друзья, а сюжеты разыгрывались те самые, из киноклассики, что приковывали
их к субботним ретротелепрограммам. Джоэл сразу поступил в киношколу
Нью-Иоркского университета, ассистировал на малобюджетных
"хоррор-фильмах" — в то время как Этан изучал в Принстоне философию.
Было бы странно, если бы вскоре братья не воссоединились: контрастные внешне,
они разительно близки друг Другу внутренне. Не только их голоса неотличимы (их
всегда путают по телефону), но удивительна синхронность, с какой один начинает,
а другой заканчивает фразу. Их дуэт подобен саморегулирующейся эко-системе, и
такая же согласованность отличает распределение между ними профессиональных
функций: Джоэл обычно фигурирует в титрах как режиссер, а Этан как продюсер, и
оба делят авторство сценария. Первая же их картина "Просто
кровь" (1984) — стилизованная криминальная драма — имела неожиданный
успех у критики, вошла в списки лучших фильмов года и в арсенал культовой
классики. Счастливая фестивальная судьба, в том числе за пределами Штатов,
ждала и "Развилку Миллера" (1990) — гангстерский эпос из конца 20-х
годов, живописующий борьбу ирландского, итальянского и еврейского кланов.
Между ними, несколько в стороне, "Воспитание Аризоны" (1984) —
"сумасшедшая комедия" о молодой бездетной паре, которая похищает
ребенка. |