Коэны не перестают подчеркивать: каждый
их фильм — "просто фильм", ничего больше. Фильм, полный невероятно
узнаваемых клише. В коэновских триллерах мы находим все, что положено, — ужасы
и кошмары, преступление и расследование, погони и пытки, похороны живьем и
драки со смертельным исходом. Но есть еще нечто сверх программы, что вызвало в
свое время недорозумение с прокатчиками, классифицировавшими "Просто
кровь" как комедию. Это нечто — ирония по отношению к жанру, святая святых
Голливуда. Ирония, которую сами братья отрицают, как партизаны на допросе. И
все же их фильмы имеют репутацию чересчур "софистических", то есть
утонченных для того, чтобы их полностью приняла аудитория "'мейнстрима''. Впрочем, сегодня трансформировалось и это
понятие, когда-то прочно связанное с Голливудом, и противостоящее ему движение
"независимых". Именно Коэны открыто признали, что если и считают
себя частью этого движения, то намерены, тем не менее, делать не
экспериментальное или авангардное, а вполне коммерческое кино в заданных параметрах
жанра. Кстати, начиная с "Аризоны", прокатом их фильмов в США
занимается "XX
век — Фокс". Коэны подхватили эстафетную палочку у
Спилберга, став очередными "чудесными мальчиками" американской киноиндустрии,
которые одновременно считаются ее "ужасными мальчиками" и любят поиграть
в независимость. Но они зависимы хотя бы уже от легендарного прошлого
Голливуда. Еще до появления Тарантино они принялись своей иронией и своей
киноманией подпитывать, освежать и актуализировать голливудские легенды. Коэны — братья сюжета и жанра. Братья
крови и огня, которых в избытке обнаружишь в любой их картине. На вопрос,
почему так много gore
— запекшейся крови, Этан отвечает: потому что она цветная. Если Спилберг вкупе
с другими мегаломанами вбухивает миллионы в декорации и спецэффекты, Коэны
ограничиваются сравнительно скромными бюджетами. В "Развилке
Миллера" авторы проявили изобретательность, сняв ключевые натурные сцены
мафиозных разборок в лесу, поскольку "лес 1929 года как две капли воды
похож на лес 90-го". А в "Бартоне Финке" съемка местами идет
изнутри пишущей машинки — поистине главной виновницы происходящей
фантасмагории, так что зритель оказывается в положении листа бумаги, на
который, как молот, обрушивается клавиша, распластывая полотно экрана. Имеет свои секреты и литературно-словесная
мастерская братьев Коэнов. Оба — фанаты детективного чтения, поклонники
Чандлера и Хэммета, у которых нередко беззастенчиво крадут обрывки диалогов и
даже названия. "Просто кровь" — характеристика особого состояния
человека, совершившего убийство, из повести Дэшиела Хэммета "Красная
жатва". Братья черпают заковыристые словечки из жаргона нью-йоркских
ночных таксистов, мимикрируют под какие угодно речевые стили и создают себе
славу мастеров литературного коллажа высшей пробы. |