Даже у таких крутых профессионалов
случаются творческие кризисы. Один из них разразился во время работы над
сценарием "Развилки Миллера". Тогда-то братья и решили отвлечься на
что-то другое и за три недели разработали сюжет "Бартона Финка".
Сначала возникла их любимая эпоха: Голливуд начала 40-х годов; потом замаячила
фигура героя — театрального драматурга, снискавшего успех на Бродвее и
приглашенного на киностудию, где он должен родить сценарий третьеразрядного
Б-фильма. Это противоречит его моральным принципам и убеждениям — до красноты
левым, как и положено нью-йоркскому еврею-интеллигенту образца 1941 года. Но
жизнь есть жизнь, и Бартон Финк отправляется в Лос-Анджелес. Таков был исходный
замысел, с некоторыми коррекциями перешедший в фильм. Актер Джон Туртурро (напоминающий в этом
фильме Этана Коэна) играет в сущности знакомого вуди-алленовского героя —
закомплексованного, беззащитного и склонного к конформизму. Кулуары
голливудских студий пестрят где-то виденными персонажами. Тучный самодовольный
босс — господин Липчик, родом из Минска. Спившийся писатель, живой классик,
промышляющий сценариями: немного хулиганский намек то ли на Фицджеральда, то ли
на Фолкнера, скорее все же на последнего, поскольку В.П. Мэхью — явный
"южанин". Вдобавок к алкогольным грехам Мэхью издевается над своей
любовницей-секретаршей, которая, между прочим, пишет за него. Не удивительно,
что она в один прекрасный день бросает своего мучителя и переступает порог
гостиницы, где живет Финк. Гостиница играет в этой истории не
последнюю роль. Оплаченная за счет студийного бюджета, она тщится предстать
фешенебельной: массивные лифты, величественный коридор с выставленной вдоль
дверей обувью постояльцев. Но стоит, подобно Бартону Финку, оказаться запертым
в комнате, как она преображается: со стен начинают с противным треском отлипать
обои, а из соседнего номера доносятся невнятные, но зловещие звуки.
Превратившаяся в монстра машинка с диким грохотом выдавливает из себя лишь пару
банальнейших фраз, мысли Бартона увлечены настенной картинкой с изображением
девушки у моря, а в дверь уже ломится общительный толстяк-сосед с пузырьком
виски и праздной болтовней. фильм Коэнов построен на взаимодействии
разных реальностей. После бродвейского спектакля из жизни "простых
людей" герой попадает в утрированный мир голливудского кича. Причем
студийные нравы по своей "кичеватости" превосходят любой сценарий.
Однако и это еще не предел. "Бартон Финк" окончательно
выруливает в сверхреальность, когда герой, очнувшись после акта любви, видит
на спине у женщины алчного комара и прихлопывает его. Мгновенно по всей
постели расползается отвратительное кровавое пятно. Добродушный сосед
оказывается на поверку психопатом-убийцей; он отрезает головы у своих жертв, а
в финале поджигает гостиницу и шествует по коридору сквозь адское пламя, как
Христос по воде. |