Как признают сами Коэны, убийца Карл,
носящий в жизни маску страхового агента Чарли, — самый симпатичный персонаж
фильма, хотя и невольно соотносимый с разжигателями второй мировой. Он нашел
эксцентричный способ решения собственных проблем, выпустив на волю своих демонов.
Чего не скажешь о Бартоне Финке с его псевдорадикализмом и интеллигентскими
предрассудками типа хорошо знакомого нам "искусство должно служить
народу". В действительности Финк страдает от крайней формы эгоцентризма,
свойственной детям и взрослым инфантилам; он как бы впервые покидает
родительский дом и проходит обряд инициации, посвящения в жизнь. Жизнь
оказывается кошмарным сном — а когда герой просыпается в финале на берегу
моря, то видит наяву ту самую девушку с картинки; рядом же, на песке, торчит
загадочная коробка, оставленная Карлом, размером с женскую голову. "Бартон Финк" проясняет мотивы
тяготения Кознов к классической голливудской эре, когда сценарист был связан по
рукам и ногам жестким контролем. Финк оказывается перед сокрушительной
дилеммой: выполнять свой моральный долг или потворствовать дурным вкусам. Для
Кознов все это уже экзотика, которую занятно разглядывать под микроскопом.
Голливуд не нуждается более в грубой цензуре: он ввел свою идеологию вовнутрь,
в мозги художников. Поколение Спилберга еще питалось европейскими культурными
инъекциями — годаровскими, например. Дети Спилберга, взращенные на электронных
чудесах, уже стесняются провинциальной Европы. Вот и Коэны ни за что не
признаются, что читали Кафку и видели Бергмана. На вопрос о любимом европейском
режиссере называют Куросаву. Игра в невежливость и невежество. Когда появился их дебют "Просто
кровь", ориентированная на Голливуд критика заходилась от восторга, говоря
о новом Уэллсе, новом Леоне, новом Скорсезе. Однако ни этот, ни последующие
фильмы Коэнов настоящего коммерческого успеха не имели. Несмотря на все развлекательные
маневры и неистовства с огнем и кровью, на юношескую ухмылку и лукавое
подмигивание публике, последняя безошибочно ощущала свойственный Коэнам
холодный герметизм и клаустрофобию. Совсем провалился фильм Коэнов "И.о.
Хадсакера" (1994) с бюджетом в 25 миллионов долларов. Эта урбанистическая архитектурно-индустриальная
фантазия в духе Муссолини и Церетели, озвученная музыкой Хачатуряна и
наполненная реминисценциями Эйзенштейна и Мейерхольда, в очередной раз
зафиксировала родство авангарда и тоталитарного кича. Однако замысел оказался
столь же остроумен, сколь и пуст — совсем как осенившая и.о. Хадсакера идея
хула-хупа. Внутри обруча, как известно, — пустота. Коэны — формалисты и эстеты, классицисты
и декаденты Голливуда. Английский журнал "Сайт энд Саунд" пишет, что
их мастерство торжествует в застенчивых изгибах интриги и ассоциативных
отзвуках, мимолетных приколах и обманчивых движениях камеры, что отвлекает от
действия и побуждает вместо этого восхищаться режиссерской дерзостью и
сноровкой. Сокровенные же идеи, которые питают братья по поводу любви и
верности, искусства и жизни, неизменно оказываются скошены и рассеяны по углам
их конструкций, что есть самый прямой путь к коммерческой неудаче. |