И все же "XX век — Фоке", как в ежедневный
восход солнца над Калифорнией, верит в то, что все еще молодые и все еще резвые
ребятишки Коэны уступят неминуемому и в один прекрасный день произведут на свет
убойный кассовый верняк. Пока этого не произошло. Зато появился
"Фарго" (1996) — классический фильм братьев Коэнов. Он плавно течет
под музыку Картера Баруэлла на фоне заснеженных дорог и полей Миннесоты. Интеллектуалы
обоих полушарий признали эту работу шедевром за академическую невозмутимость и
минимализм режиссерского стиля, к которой братья стремились и раньше, но
достигли только теперь. При этом ни на йоту не изменяя излюбленной ими — и
ставшей с их легкой руки хрестоматийной — манере гиперреалистического гротеска,
смеси отталкивающего и прекрасного. Быть может, именно этого заснеженного
пейзажа американской глубинки с тонкой сероватой чертой горизонта не хватало
их прежним эксцентриадам? Сыграли ли на сей раз роль в выборе натуры
ностальгические чувства? В Миннеаполисе, на родине Кознов, живет некий Джерри
Ландегар — менеджер по продаже автомобилей в компании своего тестя. Двухэтажный
дом в тихом районе города, жена или строгает морковь, или уставится в телевизор,
сын-троечник норовит сбежать с домашнего обеда в "Макдоналдс",
рутинное мужское развлечение — хоккей. И то сказать, живут эти люди в ледяной
стране, ходят — что мужчины, что женщины — в утепленных ботах и куртках с
капюшонами, а если в шляпах, то со смешными клапанами для ушей, каждый владелец
машины долго и тщательно прочищает заиндевевшее ветровое стекло. Здесь и в
помине нет голливудского лоска и блеска, здесь живут унылой трудовой жизнью,
хотя и снабженной всеми достижениями цивилизации. Столь же рутинна и жизнеподобна завязка
драмы: Джерри Ландегару, запутавшемуся в долгах и мелких махинациях, нужны
деньги. В голове у Джерри — или в том месте, где у других голова, — рождается
гениальный план: нанять двух проходимцев, чтобы те похитили его жену и взяли у
тестя выкуп. Один из проходимцев — уморительный психопат-коротышка — все время
морщится, оттого что вляпался в такое дерьмовое дело. Другой — мрачный детина,
практически немой "мальборо-мэн"— даже во сне не выпускает изо рта
сигарету-соску. Они еще не знают, что помимо возни с похищенной плаксивой
теткой им предстоит замочить полицейского, двух случайных свидетелей, саму
тетку и ее отца, и что маленький встретит кончину в мясорубке, куда с
воодушевлением засунет его большой. Семья — одна из главных американских
ценностей — здесь предстает в износившемся, коррумпированном виде. Но не надо
думать, что Коэны выступили в несвойственном им амплуа демифологизаторов,
суровых критических реалистов. Они просто показывают, что внутрь
мифологической системы проникли вирусы, готовые ее изнутри разрушить и сожрать. |