Действуют, впрочем, не только вирусы,
действует и система. Систему американской мифологии представляет местная
полис-вумен Марджи Гандерсон. Хоть она и впервые расследует убийство, но с
необычайной ловкостью разматывает клубок преступлений и выводит виновных на
чистую воду, а главного и самого опасного берет с поличным. Ей, неуклюжей,
недалекой и к тому же беременной, облапошить преступников помогает, конечно,
женская интуиция, но главным образом — корневая мощь Американского Мифа. Марджи в чем-то похожа на Джерри — хотя
бы упорством, которым славятся жители Среднего Запада. Она тоже проста, как
три копейки, в своем берете, комбинезоне на молнии и с округлившимся животом,
вечно жующая бутерброды и сыпящая фразами типа "в ногах правды нет".
Она даже проще, ибо живет не в Миннеаполисе (по окрестным понятиям, городе
небоскребов), а совсем в деревенской глуши. Именно она репрезентирует дух
Кукурузного Пояса Соединенных Штатов, который, по словам исполнительницы этой
роли Фрэнсис МакДорманд, всегда сопротивляется искушениям саморефлексии.
Актриса, родом из соседнего Иллинойса, связана брачными узами с Джоэлом
Коэном, но, по ее свидетельству, хотя вот уже двенадцать лет спит с режиссером,
впервые получила от него такой подарок. Эта роль стала едва ли не главным
фактором успеха фильма и принесла неполюбившемуся академикам кровавому гиньолю,
смешанному с фарсом, единственного "Оскара". Марджи против Джерри — это классический
конфликт добра и зла, становящийся столь комичным оттого, что подобной его
интенсивности никогда не ожидаешь от таких посредственных людей. Но
посредственность здесь настолько сгущена, что становится по-своему выдающейся.
Возникает столкновение двух идеальных американизмов — мифа об успехе и мифа о
человеке на своем месте. Двое наемников-головорезов,
олицетворяющих криминальный беспредел, оказываются здесь почти ни при чем. Они
пришли в фильм Коэнов из триллеров Тарантино. Так же как Линч дарит братьям
местную легенду — фигуру мужика с топором, который некогда убил на этом месте
мифологического голубого быка. Но, в отличие от вышеназванных режиссеров, у
Коэнов в новом фильме реальность не загадочно-двойственна и не аморальна. Они
сознательно остаются в поле традиционной проблематики американского кино,
дидактических вопросов типа: что лучше — рваться к большим деньгам и карьере,
не будучи по натуре победителем, или обрести радость и счастье в скромном, но
достойном существовании? Фильмы такого типа вызывают серьезные
сомнения в том, можно ли считать американцев взрослыми полноценными людьми. И
если "Фарго" дает аргумент в пользу положительного ответа, то по
одной-единственной причине. Коэны просто морочат примитивам голову, говоря о
ценностях Среднего Запада, о борьбе добра со злом, о соотнесении с
реальностью. Кажется даже, нас намеренно дурачат документальной подлинностью —
начиная с титров, в которых настаивают, что леденящая душу история
действительно произошла в Миннесоте в 1987 году. По просьбе выживших, их имена
изменены. Из уважения к погибшим имена последних сохранены в подлинном виде.
Такова мера коварства Коэнов: выжили-то в основном все хорошие, погибли
главным образом плохие. Что же такое — память и уважение, как не очередной
американский миф? |