"Фарго" — картина абсолютно
новая по эстетике как для Коэнов, так и для американского кино в целом. Мифологемы
в ней введены внутрь сюжета и стали частью его жизнеподобной органики. Раньше
Коэны создавали визуальное богатство с помощью подвижной камеры, которая,
презрев обычную перспективу и неожиданно спикировав вниз, позволяла нам
опуститься на точку зрения собаки, или ползающего ребенка, или человека,
летящего с 46-го этажа. В "Фарго" оператор Роджер Дикинс избегает
каких бы то ни было фокусов такого рода, а если и пользуется цветовыми
эффектами, то столь элементарными, как окровавленная красная куртка на снегу. Коэны доказали свою творческую зрелость,
сделав фильм, напрочь лишенный открытых символов и метафор, деформаций
реальности и вообще откровенной условности. Фильм, построенный в единой
стилистике псевдорепортажа, фиксирующий невероятные мотивы и поступки самых заурядных
людей, фильм, доминантой которого служит холодное безмолвие, так и не
растопленное сомнительной теплотой человеческих сердец. Резким контрастом прозвучал меньше двух
лет спустя новый продукт фирмы Коэнов — фильм "Большой Лебовский".
Сюжет его, в отличие от "Фарго", можно рассказать только с известной
степенью приближения. Все начинается с того, что в дом к Лебовскому врываются
мрачного вида бандюганы и начинают издеваться над хозяином — длинноволосым
толстяком, ведущим образ жизни постаревшего хиппи. В ходе разборки выясняется,
что произошла ошибка: бандитов интересовал совсем другой Лебовский, финансовый
магнат и однофамилец главного героя. Видя убожество обстановки и самого
обитателя жилища, бандиты уходят восвояси, нанеся, однако, некий материальный и
моральный ущерб: в частности, осквернен мочеиспусканием оказался любимый коврик
Лебовского. И тогда он идет с претензиями к своему суперуспешному
однофамильцу, знакомится с его женой и обслугой. А когда жену неожиданно
похищают, оказывается в эпицентре немыслимых интриг, которые плетут охваченные
самыми разнообразными маниями персонажи фильма. Приз тому, кто доберется до
сути, расплетет и внятно перескажет цепь авантюрных перипетий. "Большой Лебовский" — блестящая
эксцентриада, игра с жанрами и стилями, в которой мы находим осколки старой
комической, совершенно неожиданные вкрапления мюзикла "а ля Боб Фосс"
и, конечно, отсылки к "Фарго". На первый взгляд кажется, что перед
нами милая шутка гениев. Кажется, едва повзрослев и вплотную приблизившись к
"Оскарам" — этим игрушкам для людей среднего возраста, — Коэны опять
впали в детское хулиганство. С равной степенью насмешливости они выводят на
экране миллиардеров и "олдовых пункеров", евреев-ортодоксов и
польских католиков — вплоть до "испанских педерастов". А их
излюбленные актеры — Джон Туртурро, Стив Бушеми, Джон Гудмен и великолепный в
главной роли Джефф Бриджес — превосходят самих себя в искусстве тотального
стеба. |