Однако, при всей отвязанной легкости
коэновской игры, в ней хватает серьезных размышлений на темы политики и
новейшей американской истории. А сам Лебовский — персонаж, суммирующий
противоречивые и порой печальные итоги культа свободы, ставшей знаменем 60-х
годов. Эта эпоха безвозвратно ушла в прошлое, оставив после себя легализованную
ненормативную лексику, а свободу сделав лишь прикладным атрибутом виртуальных
игр. Одно утешение: самое демократичное
десятилетие XX
века оставило после себя провинциальных умников типа братьев Коэнов, которые,
живя уже в другой эпохе в столичном "мейнстриме", все правильно
понимают, но и принимают мир как он есть. 28. Мохсен Махмалбаф. Последний
лев
"Тишина" Об иранском кино давно говорят как о
мощном культурном феномене конца века. Первой международная слава пришла к
"иранскому Росселлини" Аббасу Кьяростами. Когда недавно его картина
была запрещена иранскими властями к показу в Канне, это стало темой дня всех
мировых агентств. Сегодня на фестивалях представительствует уже новое поколение
режиссеров из Тегерана — не только мужского, но и женского пола. Внутри иранского феномена существует
другой: речь идет о творчестве Мохсена Махмалбафа. Он — один из главных
"виновников" мощного прорыва иранского кино, которое не только стало
за последние годы фестивальным, но и признано многими экспертами самым
значительным художественным киноявлением современности. На родине Махмалбаф знаменит так же, как
более утонченный, но менее темпераментный Кьяростами. Не кто иной как
последний снял ставший знаменитым "Крупный план" — фильм об
авантюристе, который выдал себя за знаменитого режиссера Махмалбафа, проник в
зажиточный дом (якобы для съемок) и был арестован по подозрению в мошенничестве
и попытке грабежа. Последовавший судебный процесс составляет сюжетную канву
фильма, но истинный его предмет — это особый статус кино в Иране. Кинематограф
в этой стране, как некогда в Грузии, стал не только частью духовной жизни
элиты, но элементом личного и национального престижа, ценностным достоянием
широких масс. Режиссер как миф, как кинозвезда. Это ли
не всенародная слава, которая не снится даже Спилбергу. Махмалбаф — поистине
культовая фигура иранского кино. И не только: его слава уже давно преодолела границы
страны. Фильмы режиссера завоевали, по одним сведениям, более двадцати, а по
другим, даже более ста (!) международных призов — это две с лишним трети всех
наград, доставшихся кинематографистам Ирана. Махмалбаф родился в бедном квартале
Тегерана в 1957 году. Там он живет до сих пор, предпочитая общаться с менее
удачливыми и менее испорченными людьми. Несколько лет назад трагически погибла
его жена от пожара, вспыхнувшего в их доме. На последних международных фестивалях
свои фильмы с успехом представляет дочь Махмалбафа Самира. Сейчас ей двадцать,
но снимает она уже не первый год. И даже ее десятилетняя сестра успела снять и
смонтировать собственный видеофильм. |