![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Судьба самого режиссера в детстве и
юности сложилась иначе. Пятнадцатилетним мальчишкой он бросил школу и совсем
юным вступил в ряды антишахской оппозиции. Два года спустя был ранен при
попытке разоружить полицейского и избег смертной казни только благодаря
несовершеннолетнему возрасту (этот автобиографический эпизод спустя годы
Махмалбаф воспроизведет в фильме "Миг невинности"; другое название —
"Хлеб и цветок"). После чего будущий режиссер провел почти пять лет в
тюрьме. Полтора года он хромал после пыток. И излечил хромоту с помощью бега. Его освободила Исламская революция 1979
года. Однако он, верующий мусульманин, вовсе не стал апологетом нового режима,
скорее — философом-диссидентом. Разочарованный в политике, он посвятил себя
искусству: написал несколько романов и сценариев, а в 1982 году дебютировал в
кинорежиссуре. Первая его заметная работа — фильм "Бойкот" (1985).
Действие происходит в тюрьме среди политических заключенных, духовный поиск
которых располагается в широком спектре идей — от материализма марксистского
толка до исламского богословия (типичная дилемма иранских интеллектуалов). В то
время как соратники-леваки делают из вновь прибывшего и приговоренного к смерти
зэка мифологического героя, он сам пересматривает свою жизнь и взгляды,
отказывается от прошлого. Махмалбаф считает, что пережил наиболее
травматический момент своей жизни в семнадцатилетнем возрасте. Будучи арестован
шахской секретной полицией Савак, он обнаружил, что "не может рассчитывать
даже на малейшую помощь людей, ради которых он положил свою голову в пасть
льва". Так что внутренний сюжет "Бойкота" автобиографичен, хотя
его герой представляет противоположное юному Махмалбафу течение. После освобождения из тюрьмы Махмалбаф
вместе со своими единомышленниками создал Исламскую пропагандистскую
организацию. Но вскоре ее радикальные цели перестают устраивать режиссера.
"В моих ранних картинах, — говорит Махмалбаф, — я был
экстремистом, впоследствии мой образ мыслей стал более гибким, но по-прежнему
сохранил связь с социальной практикой". Впрочем, критики увидели в
первых же лентах режиссера не только страстность политических и религиозных
дискуссий, но также аллегорический стиль, напоминающий о раннем Бергмане. Первый успех на Западе Махмалбафу принес
фильм-триптих "Разносчик" (1986). Его называли гранд-гиньолем и самым
сильным воплощением "ада на земле" после "Таксиста"
Скорсезе. В нем находили влияние Достоевского и Моравиа, Бунюэля и Хичкока, а
также феррери и "Стирательной головки" Линча. При этом, в отличие от
западной практики изощренного цитирования, Махмалбаф остается верен своей
эстетике псевдонаива и неопримитивизма. Его фильмы абсолютно самобытны и
изобличают гениального самоучку. В частности, "Разносчик", состоящий
из трех новелл-притч, хотя и разрабатывает знакомую проблематику отчуждения и
одиночества, отличается совершенно оригинальной интонацией и антизападной
философией. Сардонический тон присущ всем трем новеллам, живописующим
рождение, жизнь и смерть. Ребенок, которого родители подбрасывают в богатую
семью, в итоге оказывается в доме для дефективных детей. И однако горечь
философских парадоксов уравновешена в мире Махмалбафа неиссякающим жизнелюбием
и человеколюбием. |
![]() ![]() |