"Велосипедист" (1988) обозначил
поворотный пункт в карьере Махмалбафа и остается одним из его немеркнущих
шедевров. Как и другие иранские кинематографисты, режиссер вдохновлялся
итальянским неореализмом и даже в название фильма ввел ассоциацию с
"Похитителями велосипедов". Как и фильм Витторио Де Сики,
"Велосипедист", смонтированный в ритме стаккато, визуально структурирован
вокруг выгородок и проемов, напоминающих о том, что герой находится в ловушке.
Кроме того, здесь тоже есть пара отец—сын в их отчаянных усилиях выжить, есть и
мотив потери невинности. При этом фильм развивается в русле
принципов исламизма, ' что удивительным образом не мешает ему быть разомкнутым
в широкое культурное пространство. Сама история афганского беженца, который,
чтобы заплатить за лечение своей умирающей жены, ввязывается в семидневный
велосипедный марафон, сродни известному фильму Сидни Поллака "Загнанных
лошадей пристреливают, не так ли?" Велосипедный нон-стоп превращается в
карнавал смерти и уподобляется забавам общества потребления, включая
автомобильные гонки и видео-игры. Велосипедист" — классический образец
нового иранского кино, которое сочетает исламские ценности с общегуманистическим
духом, социальность с экзистенциальностью, сердечность и нежность с отсутствием
сентиментальности, а порой с жестокостью и гротеском. После этой картины Махмалбаф объявил о
своем временном уходе из кинорежиссуры и действительно около года писал и
редактировал сценарии для своих коллег. Он опубликовал статью в журнале
"Филм Мансли", где охарактеризовал кино как динамичное и
развивающееся явление культуры, вследствие чего никто не может претендовать на
абсолютное определение его целей и задач, годное на все времена. Таким образом,
режиссер отверг абсолютистские догмы своей молодости. Его религиозные взгляды
отныне сочетается с плюралистическим восприятием культуры. А сама культура по
своему значению выходит на уровень религии. "Я по-прежнему верю
в Бога, —
свидетельствует Махмалбаф, — но мое восприятие Бога стало более
широким. Свобода и справедливость также принадлежат для меня к вечным
ценностям. Но стремлюсь я к ним теперь другими путями. Раньше я готов был взять
в руки оружие, теперь предпочитаю культурную работу. Все мои фильмы говорят о
важности влияния культуры на поведение человека. Мир без культуры. превращается
в джунгли. Поверьте, гораздо легче разоружить полицейского голыми руками, чем
победить невежество культурой." Интеллектуальная рефлексия Махмалбафа —
отражение общих процессов в иранском обществе, которое пытается сохранить веру
в традиционные ценности перед лицом резко меняющегося мира. Это процессы
болезненные и противоречивые, и только настоящий художник, влекомый гармонией,
находит здесь свои собственные решения. |