Вернувшись в кино в 1990 году, Махмалбаф
на собственном опыте соприкоснулся с иранской цензурой, фильм "Время
любви" был запрещен на пять лет — прежде чем с огромным успехом пройти
премьерным показом в Канне. Эта картина снималась в Турции с турецкими
актерами, поскольку ее тема — адюльтер — остается табу в Иране. Это опять
триптих, но на сей раз перед нами три вариации одного и того же сюжета с одними
и теми же актерами, которые меняются ролями. В первом эпизоде темноволосый
мужчина убивает блондина — любовника своей жены, — и его приговоривают к
смерти. Во второй новелле блондин оказывается мужем героини, а брюнет
любовником; в третьей сюжет претерпевает еще более сложные повороты. Все
вместе являет собой художественный трактат об относительности моральных
критериев и человеческих приговоров. "Время любви" обнаруживает
неожиданную для Махмалбафа связь с модернистскими драматургическими
концептами. Вместе с тем впервые в творчестве режиссера появляется подобие
визуальной композиции по принципу восточного ковра. В картине
"Габбех" (1995) этот принцип становится определяющим. Фильм,
посвященный отношениям между любовью, природой и искусством, по словам
Махмалбафа, показывает, "как жизнь создает произведения
искусства". Герои картины принадлежат к племени, кочующему по
юго-востоку Ирана. История девушки, которой родители запрещают выйти замуж за
любимого, переплетается с другими судьбами и образует узор прекрасного ковра.
Персияне называют его "габбех", и в нем запечатлено слияние любящих
душ, а также их переселение в инобытие. Палитра цветов граната, хурмы, синевы и
охры преобразует сам экран в ковер. Критики писали, что трудно вообразить
другую столь же прекрасную медитацию на тему художественного творчества — если
не считать "Саят-Новы" Параджанова. Но если даже она не более
прекрасная, то наверняка менее эстетская. Махмалбаф провел несколько месяцев с
кочевым племенем и создал фильм, который, по словам "Вэрайети",
"добавил еще один бриллиант в корону современного иранского кино". И
сам режиссер, уподобивший персидские ковры "природе у наших ног",
ощутил родство между этими коврами и лучшими иранскими фильмами. Среди четырнадцати полнометражных картин
Махмалбафа все так или иначе ставят вопрос: "Что такое реальность?",
а многие посвящены таинственной природе кино. Все началось с фильма
"Однажды в кино" (1992) — об иранском шахе начала века, у которого
было 84 жены и 200 детей и который ненавидел кино. Но именно его угораздило
влюбиться в экранную красотку до такой степени, что он пожертвовал своим
шахством и гаремом ради любимой и стал киноактером. |