Символический автобиографизм этого фильма
и ирония судьбы Махмалбафа состоят в том, что он не только не был синефилом, но
ни разу не посещал кинотеатра вплоть до 23 лет — когда вышел из тюрьмы. Однажды
в детстве он даже поссорился с матерью, которая хотела ходить в кино. Причина
его отторжения была идеологическая: будущий режиссер ненавидел иранскую
"фабрику грез". А когда все-таки пошел в кино, то лишь для того,
чтобы научиться делать новый, революционный (в исламском смысле) кинематограф.
Лишь со временем он, как и его поколение, понял, что актеры и режиссеры старой
школы — вовсе не враги, и ощутил себя частью национальной истории кино.
Признание этого факта и стало основой фильма "Однажды в кино", где
Махмалбаф с любовью цитирует огромное количество старых картин. О взаимоотношениях кино и реальности — и
недавние фильмы Махмалбафа "Салям, синема" (1994) и "Хлеб и
цветок" (1996). В последнем он переосмысливает свое революционное прошлое
посредством его экранной реконструкции. Эти фильмы пронизаны тонкой
самоиронией и лишь внешне имитируют неореализм, изнутри разрушая само это
понятие. Работа над двумя картинами шла
параллельно, а их замыслы переплетались. Началось с того, что Махмалбаф дал
объявление в газету о поиске актеров для будущего фильма, посвященного
столетнему юбилею кино. У ворот студии собралась многотысячная толпа
энтузиастов, и режиссер, не без труда произведя отсев, отобрал около ста
претендентов для кинопроб. Все это, вплоть до самих проб ("фильм о
непоставленном фильме" — очень современная затея!) и составляет
содержимое "Салям, синема". Но параллельно режиссер разрабатывал
знакомый сюжет с нападением на полицейского. Дело в том, что тот самый
полицейский, которого Махмалбаф попытался разоружить двадцать лет назад, волей
судьбы оказался среди тысячной массовки. "Мне больше не было нужно его
оружие, — говорит режиссер, — а ему мое нужно. Это оружие —
кинематограф. Для того, чтобы достичь любви и достичь демократии, нужен
не нож, нужен цветок. Об этом и получилась моя картина". Когда
Махмалбафу надоедали кинопробы к "Салям, синема", съемочная группа
переключалась на историю с полицейским, но все-таки последнюю пришлось отложить
на целый год, настолько всех поглотил первый сюжет. "Даже пятьдесят
революций не изменят иранскую культуру", — говорит
Махмалбаф. — Это жестокая культура: родители наказывают своих детей, государство наказывает
своих граждан".
Откуда же столь мощная тяга к самовыражению в кинематографе? В сценах проб мы
видим, как мужчины-простолюдины мечтают о ролях Харрисона Форда и Алена Делона,
о съемках в фильмах action; женщины под черными платками и чадрами чувствуют себя
потенциальными Мэрилин Монро. При этом американизация коснулась этих людей
лишь поверхностно. На самом деле кино для них — нечто вроде терапевтического
кабинета, где они могут выплеснуть собственные эмоции, потаенные чувства.
Живущие в закрытом обществе, они легко открывают перед камерой то, что в
западном мире называется privacy. А одна из девушек даже признается, что
благодаря роли в фильме надеется поехать в Канн и воссоединиться со своим
возлюбленным-эмигрантом. |