Махмалбаф не случайно по поводу этой
картины процитировал Хайдеггера с его убежденностью, что человеческая натура
способна открыться не в обыденных обстоятельствах, а только перед лицом Любви и
Смерти. Несмотря на локальность предмета, фильм проявляет иранский взгляд на
такие глобальные вещи, как индивидуализм, конкуренция, мужской шовинизм и права
женщин. Сдержанный Махмалбаф почти выходит из себя, когда его начинают упрекать
в связи с этой картиной за вторжение в личную жизнь и эксплуатацию
откровенности своих героев. "Я пытаюсь показать фашизм кинематографа, а
они говорят, что я фашист!" На самом деле этот фильм, как и все
картины Махмалбафа, не о человеческих слабостях, а о человеческом достоинстве и
благородстве. В этом причина популярности и престижа иранского кино на Западе.
Не случайно последние три картины Махмалбафа финансированы крупным французским
продюсером Марином Кармицем. Махмалбаф говорит: "Они отчаянно ищут
чего-то позитивного и надеются найти человечность здесь, на востоке". Красота побеждает и в фильме "Хлеб и
цветок". Режиссер предлагает две реконструкции старого эпизода — с точки
зрения его самого и полицейского. Каждый выбирает молодого актера, который
должен репрезентировать его на экране, и руководит им. В сюжет вмешивается
девушка, которой симпатизирует полицейский (по одной из версий она — революционерка,
призванная помочь его разоружить). Вновь и вновь воспроизводится эпизод
нападения, которому предшествует изумительно элегантный и полный
психологического саспенса проход героев по бесконечной галерее. И вот финал, в
котором из двух конкурирующих версий инцидента является третья — прекрасная в
своей непредсказуемости. На съемочной площадке рождаются новые отношения, новое
чувство, и "полицейский" от себя — не от своего героя — дарит девушке
цветок. Старая легенда в своей двусмысленности отходит в небытие, реконструкция
выходит из-под контроля, из столкновения вымысла и реальности на глазах
рождается не менее сложная и загадочная реальность. Последние фильмы Махмалбафа все более
тяготеют, с одной стороны, к притче, с другой — к этнографии. Один из них, под
названием "Тишина", он снял в 1998 году в Таджикистане. Чувствуется,
что режиссер любуется этой бедной страной, где ислам еще не закрыл руки и плечи
молодых девочек. Махмалбаф любит теперь цитировать
поэта-мистика Руми: "Истина — это зеркало, которое выпало из рук
Господа и разбилось вдребезги. Каждый, кто нашел осколок, верит, что в нем и
заключена вся истина". Часть истины, которую парадоксально проявил
феномен иранского кино, состоит в том, что цензура фундаментализма может
способствовать художественным открытиям успешнее, чем либеральный диктат
политкорректности. |