Этот контраст лучше всех
прокомментировал иранский режиссер в беседе со своим немецким коллегой Вернером
Херцогом. Вот что говорит Махмалбаф: "На Западе система сложная, а
человеческие существа простые. Они обладают всеми необходимыми специальными
навыками, чтобы выполнять очень конкретные функции, каждая из которых является
частью сложной машины: это гениально показал Чаплин. А на Востоке система
проста, зато человеческие индивидуальности сложны. Западники руководствуются
научно-догматическими взглядами на мир, в то время как люди Востока обладают
более поэтическим, мистическим и философским темпераментом. Они — мастера на
все руки: иранец меняет. 50 профессий в течение жизни. На Западе же человек
может потратить жизнь на изучение того или иного вида искусства, и потом другие
продолжат его дело. Бот почему мне кажется, что на Западе человек проживает
совершенную жизнь, а на востоке — жизнь всеобъемлющую". Духовным ориентиром среди своих
современников Махмалбаф считает Сохраба Сепехри — поэта, который повлиял на
несколько поколений иранцев. У него есть стихотворение о птице, пьющей воду.
"Не мутите воду, внизу из ручья, кажется, пьет голубь". Известный
иранский критик обвинил Сепехри в том, что тот, как ребенок, забавляется
голубем, в то время как Америка сбрасывает бомбы на вьетнамцев. Поэт ответил
критику: "Дорогой Друг, я убежден, что до тех пор, пока люди не научатся
ценить все живое, они останутся равнодушны к бойне во Вьетнаме и в любом другом
месте". Как-то раз Друг Махмалбафа посетил
Сепехри в его доме. Во время беседы прополз таракан, и посетитель хотел
раздавить его ногой. Но Сепехри остановил его и сказал: "Мой Друг, ты имеешь право только
сказать таракану, что не хочешь видеть его в комнате". Когда посетитель
слегка придавил таракана и выбросил его в окно, Сепехри заплакал и сказал:
"Ты мог сломать ему ногу, и что теперь с ним будет, ведь в мире тараканов
нет хирургов. А может, это была мать целого семейства тараканов, которые ждут,
когда она вернется". "Конечно, это очень
поэтический взгляд, —
говорит Махмалбаф. — Если бы весь мир так заботился о пьющем голубе или
таракане со сломанной ногой, мы не были бы свидетелями такого количества
насилия. Я убежден, что мы начали практиковать насилие по отношению к животным,
а потом перенесли его на человеческие существа. Немцы занялись истреблением
бездомных собак, обосновывая это требованиями общественной гигиены. И это был
первый шаг к тому, чтобы послать людей в газовые камеры. Историки забыли
зафиксировать войну с собаками, а психологи проигнорировали то воздействие,
которое эта бойня оказала на психику немцев. То был век прогресса в
медицине, все были озабочены тем, чтобы предохранить людей от бешеных собак, и
никто нс озаботился тем, какое воздействие может иметь человеческое безумие.
Насилие по отношению к животным и детям, а также насилие в кино и на ТВ — это
основа современного, внешне цивилизованного варварства". |