После революции большинство ведущих
кинематографистов Ирана отказалось эксплуатировать насилие в своих фильмах.
Успех Кьяростами и Махмалбафа на Западе связан с тем, что они дают альтернативу
современному кино, погрязшему в визуальном смаковании насилия. Иранское кино
представляет экологически чистую культуру. Вот почему его так ценит Вернер
Херцог. Вот почему немецкий режиссер сказал своему иранскому собеседнику:
"Я не хочу жить в мире, в котором, например, не существует льва. А вы лев,
Махмалбаф". 29. Отар Иоселиани. Enfant terrible уходящей породы
"Охота на бабочек" "Жил певчий дрозд" "Листопад" "И стал свет" "Фавориты луны" "Разбойники" Мировая премьера фильма Отара Иоселиани
("Разбойники. Глава 7"), снятого с участием французских, швейцарских
и российских ко-продюсеров, прошла в 1996 году на Венецианском фестивале. И
прошла весьма успешно: режиссер вот уже в третий раз стал обладателем
Специального Гран-при жюри, доказав что в одну и ту же воду венецианской лагуны
можно войти трижды, поскольку она для Иоселиани всегда благоприятна. Первый восточноевропейский показ
"Разбойников" состоялся — всего пару недель спустя — не в Тбилиси и
не в Москве, а в Риге, на фестивале "Арсенал". Режиссер выступил там
на пресс-конференции перед публикой, почти поровну состоявшей из латышей и
русских. За день до этого Иоселиани задержали на несколько часов в Рижском
аэропорту из-за просроченного французского паспорта. То ли нисколько не
обидевшись, то ли скрыв обиду за тонкой иронией, режиссер похвалил Латвию,
которая блюдет священность своих границ от происков международных мафиози
(именно этим проискам посвящены "Разбойники"). России же как следует
досталось за ее агрессивную и мафиозную внешнюю политику. Иоселиани и раньше был не прочь съязвить
по поводу русских (отождествлявшихся в прежние годы с советскими), но именно
это доставляло его поклонникам — московским интеллектуалам — мазохистскую
радость. И все же только уж очень большой извращенец мог порадоваться заявлению
Отара на рижской пресс-конференции о том, что Сочи — это бывшая деревня дедушки
режиссера, подаренная Сталину его вассалом Орджоникидзе. В заключение enfant terrible грузинского кино вспомнил нецензурную
частушку советской эпохи о в ж... трахнутом рабочем, получившем путевку в Сочи.
Ее режиссер напомнил на рижской пресс-конференции восторженным дамам из
русскоязычной прессы, источавшим запоздалые восторги по поводу фильма "Жил
певчий дрозд". И впрямь неуместно: автору, представляющему свое новейшее
творение, тыкать в нос его же старым шедевром. Но такова судьба Иоселиани в
русском сознании: до конца дней своих пребывать культовым певчим дроздом,
мифологическим героем мифологической эпохи на мифологической земле обетованной
— Грузии. Когда кто-то из журналистов робко усомнился в актуальности
выразительной частушки для наших постсоветских дней, Иоселиани сказал, что
отнюдь не уверен в этом: ибо всегда и всюду в мире, если ты получаешь что-либо
хорошее, за это приходится очень дорого платить. |