Не верьте эпатажу. Следуя его логике,
пришлось бы перекроить всю историю и уж во всяком случае вернуть индейцам
исторические права на Америку. Оставьте это скучное занятие радетелям
политкорректности. Если уж верить эпатажу, то исключительно художественному, который
со времен раннего Бунюэля стал верным спутником многих кинематографистов,
талантливых и бесталанных, а вот теперь и режиссера, всегда избегавшего
крайностей и славившегося гармоничной уравновешенностью своего художественного
мира. "Разбойники" — самый провокативный, самый бунюэлевский фильм
Отара Иоселиани, после которого он не досчитался многих поклонников — во всяком
случае, в России и в Грузии. Но нельзя, перефразируя известную мудрость,
нравиться всю жизнь и всем. Знающие Иоселиани привыкли к его
выходкам: кажется, на фестивале в Роттердаме он подрался с его директором,
своим другом Марко Мюллером, защищая права кого-то из соотечественников-грузин.
Есть и другие легенды. Несколько лет назад, едва прибыв в Венецию, Иоселиани
подверг сомнению интеллектуальное право жюри, куда входили достаточно
известные люди — от Андрея Смирнова до Пупи Авати — судить его картину "И
стал свет". Которая, тем не менее, получила почетный Специальный приз.
Однако ее создатель не только не растаял от умиления, но заявил, что после
"фаворитов луны" увозить Спецприз из Венеции стало для него делом
рутинным, почти привычкой, почти профессией, а его мнение о жюри, хотя они
милые необидчивые люди, ничуть не поколебалось. После того, как и
"Разбойники", разумеется, опять были награждены Специальным призом,
можно было только догадываться, что думает Иоселиани об очередном президенте
венецианского жюри Романе Полянском. Имя Иоселиани принадлежит к избранному
числу "абсолютных" имен бывшего советского кино, не запятнанных ни
политическими, ни коммерческими компромиссами. Когда-то "Листопад" и
"Пастораль" столкнулись с нападками грузинского начальства,
обиженного на то, как Иоселиани показал жизнь завода и жизнь деревни. Теперь
режиссер говорит, что то были "фильмы про мерзавцев", и в дальнейшем
все его картины, от первой до седьмой, тоже не могли избегнуть присутствия
мерзавцев в нашей жизни. Чересчур брезгливый Иоселиани был в
Грузии плохим патриотом, всегда дистанцируясь от поднятого на поэтические
котурны "грузинского мифа". Но чем дальше дистанцировался, тем больше
становился его воплощением — во всяком случае, для русской интеллигенции,
выбравшей "из всего Иоселиани" в качестве своего культового фильм
"Жил певчий дрозд" (1971). В нем и герой обаятелен, и поток жизни не
иссякает, "пенится, как боржоми в бокале" (цитирую востороженного
критика-шестидесятника), в нем есть и привкус горечи, и мудрость гения, и
безупречно "французский вкус". |