Строй псевдодокументальных притч раннего
Иоселиани стал эталонным не только для грузинской, но и для всей советской
новой волны: эту мелодию режиссер довел до совершенства в "Пасторали"
(1976). Дальше двигаться было трудно — особенно в подцензурных условиях, хотя и
смягченных покровительством Эдуарда Шеварднадзе. И режиссер пробивает путь за
железный занавес — создает редчайший (первенство с ним делит-Андрей
Кончаловский) по тем временам прецедент. В отличие от Кончаловского, Иоселиани
сразу и безошибочно находит страну, которая ждала его. Франция оценила
артистичного грузина за меланхолический юмор, сквозь который пробивается
неподдельная страсть, и хороший французский язык. Давно позади опасения, что "художник
потеряет почву”. В Центральной Африке, в Тоскане или в Провансе он снимает
один и тот же фильм, тема которого зародилась еще на обочине его грузинских
картин и обрисовалась крупным планом только в "фаворитах луны" (1984)
и "Охоте на бабочек". (1992) Это — разрушение традиционных укладов и
нашествие нуворишей; сочетание, которое отзывается в фильмах режиссера
специфическим смешением грусти и желчи. Традиции разрушаются — хоть грузинские,
хоть африканские, а в роли нуворишей могут выступать и французы, и русские, и
японцы. Сегодня гораздо более острую ненависть,
чем к советской власти, Иоселиани питает к капитализму и его идейному оплоту —
либерализму, который отождествляет с наглой физической силой. "Это —
захват. Когда они, ваши "новые-русские", успокоятся и когда у них в
голове вдруг возникнет идея открыть галерею или музей и дать денег художникам,
художников уже не будет. Если будет процветать клип, скоро у вас не станет
кинематографа". Будучи эстетом и при этом умеренным
консерватором, Иоселиани ценит уходящую натуру — недобитый цивилизацией
африканский быт ("И стал свет", 1989), патриархальные нравы
средиземноморской деревни ("Охота на бабочек" или документальный
фильм "Маленький монастырь в Тоскане", 1988), где аристократизм
ощутим в лицах как местной знати, так и местных крестьян. Они близки ему, тоже
являющему собой уходящую породу, генетически чуждую индустрии мульти-медиа и
принадлежащую все более тонкой прослойке арт-кино. В творчестве Отара Иоселиани отчетливо
прослеживаются три периода. Грузинский — классический, слегка окрашенный
влиянием модернизма 60-х годов, французский — постклассический и
постмодернистский. И нынешний, начатый документальным телесериалом
"Грузия" и продолженный "Разбойниками" (1996). Название
этому этапу еще предстоит подыскать. Иоселиани, всю жизнь чуравшийся как исторических
сюжетов, так и современной политики, теперь смешивает то и другое в легком, но
не лишенном едкости сюрреалистическом коктейле. |