Чем дальше, тем более Иоселиани
вытягивает связи по горизонтали и по вертикали; география его картин
расширяется и дробится, время искривляется и всасывает мифологические пласты
прошлого. "Разбойники" — это современный роман-миф. Именно что
современный, а не классический и не модернистский — не Висконти, не Джойс, не
Томас Манн здесь служат моделью. Если модель и есть, она, несомненно,
французская ("Вечное возвращение" Марселя Карне) или французская с
испанским акцентом (тот же Бунюэль). Характерная для мифотворчества идея
"вечного возвращения" получает совсем другое наполнение, чем,
например, в гриффитовской "Нетерпимости", хотя внешне фильм почти
цитатно напоминает о ней. В томах Собрания Сочинений Прошлого можно найти все
что угодно — например, описания пыток, но нельзя отыскать никакой моральной
альтернативы. Действие картины завязывается на улицах
столицы Грузии — согласно аннотации в каталоге, "маленькой, все еще
прекрасной страны, граждане которой по каким-то загадочным причинам постоянно
воюют друг с другом". Правда,
нормальные люди, напоминающие "певчего дрозда" Гию Агладзе, в городе
все же встречаются; они скользят по улицам, на долю секунды опережая рвущиеся
снаряды и недоуменно оглядываясь на черные воронки; они встречают соседей,
которые на вопрос: "В людей стреляешь?" отвечают "Во врагов
стреляю"; они распивают на троих бутылку вина где-то на склоне Мтацминды,
посылая обезумевшее человечество к дьяволу и радуясь умиротворенной красоте
природы. Действие перескакивает с простреливаемых
снарядами улиц вчерашнего Тбилиси в средневековый восточный замок, оттуда — в
казематы грузинского НКВД, потом — опять в наши дни. Одни и те же актеры
разыгрывают сцены из разных эпох грузинской истории, мгновенно взламывая
временные барьеры. И каждый раз вступают в одну и ту же мутную воду
манипуляций, интриг, самоутверждения за счет унижения других. В то время как
средневековый царь картинно штурмует крепость, другая крепость сдается без боя:
жена царя расстегивает запасным ключом пояс целомудрия. Энкавэдэшник обучает
сына-пионера искусству пыток, не зная, что пионер уже настрочил на папу убийственный
донос. Торговцы оружием, разорив страну, обустраивают себе сладкую жизнь в
Париже — между тем их дочь, студентка Сорбонны, полная ненависти к родителям,
уже заряжает ружье, которое в них выстрелит. Как бы Иоселиани ни манипулировал
историческими аналогиями, все равно он в конечном счете подтверждает репутацию
"художника современной темы". Все равно больше всего сарказма, но и
больше всего чувства, в третьей, современной новелле фильма. Первые две
разыграны режиссером с оглядкой на грузинскую киномифологию, которая
холодновато и без явной полемики переосмысливается. В первом случае —
постановочная статика полотен Параджанова, во втором — оперная патетика
"Покаяния" Абуладзе. Иоселиани снижает антитоталитарный пафос до
обыденности, а эстетизм заземляет с помощью механизма полного отчуждения. |