Если в фильме и есть герои, которых
режиссер любит, они мелькают на периферии сегодняшнего дня и выглядят осколками
прошлого. Это тихие пьяницы, бродящие под пулями по старому Тбилиси. Это
парижские бомжи, чьи черты узнаваемы в аристократических парадных портретах.
Это старушки, почти из "Охоты на бабочек", одна из которых в новом
фильме носит завтрак клошару, а другая обучает приезжего нувориша тонкостям
французских вин. Это все те же "фавориты луны" — проворовавшиеся
жители отаровского Парижа, словно бы увиденного из проема старого тбилисского
дворика, из Верийского квартала, где все живут рядом и где еще существует
воспоминание — скорее всего иллюзорное — о коллективной морали. Фильм начинается и кончается со сцены в
кинозале, где боссы-заказчики, развалившись и покуривая в креслах, начинают
просмотр "Разбойников" с конца: так запускает пленку пьяный
киномеханик, похожий на самого Иоселиани. Настоящие заказчики живут не только
во Франции, а некоторые (из Союзкиносервиса) даже в России, и эта ситуация
афронта для режиссера не нова. В Грузии некоторые критики уже попытались
развернуть кампанию против вчерашнего кумира. В Риге русские киноэксперты
морщились и недоумевали, зачем режиссер "сломал свой имидж" и
"разрушил свой мир". Он действительно не щадит ни имидж, ни миф,
сохраняя только все более мрачный юмор и неизменный знак качества. Принципиально, что финал фильма — это не
конец истории. Это — Конец Истории. Дело не в том, что человечество не может
реально измениться к лучшему; с некоторых пор оно не в состоянии произвести эту
операцию даже в самом смелом воображении. Крах всех идеологий, всех утопий не
оставил места и культурным идеалам. Не отсюда ли — резкий крен
драматургических структур в сторону "дурной бесконечности"? Самые ленивые заметили это с появлением
Тарантино. Но вовсе не в том новизна "Бульварного чтива", что история
в нем рассказывается не с начала, а с конца или середины. Куда важнее, что она,
содержа в себе множество событий и будучи оформлена в три эпизода, вообще не
имеет ни значимого начала, ни середины, ни конца. Традиционные элементы
драматургии — завязка, кульминация и развязка — трансформируются в три
равноценные новеллы, между которыми сквозит не драматургическое, а совсем иного
рода напряжение, иная связь. Эту связь сочли бы мистической, если бы она не
была явственно мистифицирована законами виртуального мира. Конструкция триптиха, в котором части
целого соединены не линейной, а круговой связью, вошла в обиход со времен
"Таинственного поезда" Джима Джармуша; она присутствует и в
"Подполье" Кустурицы, и в картине Милчо Манчевского "Перед
дождем" ("Круг не круглый", — как заклинание, произносится в
этом фильме). Кесьлевский, опробовав сначала бинарную структуру в "Двойной
жизни Вероники", тоже пришел к круговой "трехцветной" модели.
Видимо, такая форма лучше всего передает взаимопроникновение различных
реальностей и пластов современного сознания, легкость манипуляции ими. |