Эта текучесть может быть обоснована
по-разному. Метафизическим балансом свободы, равенства, счастья — у Кесьлевского.
Агрессивной вездесушностью мотивов масскульта — у Тарантино. У Манчевского
вирус насилия передается через времена и расстояния виртуальным путем. Иоселиани в своем триптихе далек как от
метафизики, так и от виртуальных рефлексий. Скорее он визуализирует миражи
своего анархистского антимира, его монстров и химер. При этом режиссер не
отождествляется ни с какой мифологией, но и не полемизирует с ней, а холодно,
почти брезгливо отстраняется. Спровоцированный режиссером пьяный
кавардак с пленкой меняет пропорции не только внутри картины, но и вне ее.
Благодаря ему происходит окончательный разлом исторического пространства в
художественном мире Иоселиани, который теперь не тешит нас даже подобием
уравновешенности. В образовавшуюся брешь проникли холод и сквозняк, из здания
выдуло теплый дух домашнего очага, согревавший "Дрозда" и даже героев
"Пасторали". В тупике завершившейся мировой Истории — как на ветреном
перекрестке: неприкаянно и уныло. В 1999 году Иоселиани впервые за долгие
годы приехал с новым фильмом не в Венецию, а в Канн, впервые сыграл в нем
главную роль, впервые дал картине непереводимое название. Английский вариант
"Прощай, дом родной" соответствует оригиналу лишь отчасти. Русский
мог бы звучать скорее как "Море по колена"; в итоге фильм получил в
России прокатное название "In vino veritas". Немного напоминая по структуре
"фаворитов луны", этот фильм рассказывает о том, как все
перемешалось в мире, как бедные притворяются богатыми, а богатые бедными, как
любовь становится заложницей тщеславия. Герой Иоселиани бежит из буржуазного
дома вместе с приятелем-бомжом и находит счастье в бутылке. Иоселиани никогда не строил мифов о
западном рае; теперь его пессимизм приобретает глобальный характер, ибо идеал
буржуазной пошлости восторжествовал везде. Не осталось больше уголков
пасторали, и одинокие певчие дрозды превратились в маргиналов и алкашей. 30. Гас Ван
Сент. Первый
популист гей-культуры
"Аптечный ковбой" "Умница Уилп Хантинг" "Мой личный штат
Айдахо" Вчерашний маргинал Гас Ван Сент сегодня
вошел в истеблишмент. Номинированный на "Оскар" по девяти категориям
(и награжденный в итоге за сценарий) "Умница уилл Хантинг" (1997) — кинематографический роман
воспитания или педагогическая поэма на американский лад. Кто-то предложил еще
назвать эту картину "Сиротой Бостонской". История взаимоотношений
гениального, но чертовски трудного, выросшего без родительской опеки,
подростка с педагогами и психиатрами насыщена актерской экспрессией и
энергичной изобразительной фактурой. Из каждого кадра фильма так и прет мощь
великой страны, гордящейся своими ценностями, и не хватает только национального
гимна за кадром. А сценарий написан двумя молодыми актерами — Беном Аффлеком и
Мэттом Дэймоном, сразу вырулившим на звездную орбиту. |