С "уиллом
Хантингом" Гас Ван Сент вошел в число оскаровских номинантов и
режиссеров голливудского истеблишмента. Он выступил и в модном жанре
синефильского римейка, сняв год спустя свою версию хичкоковского
"Психоза". Никто не скажет, что это сделано плохо, и мало кто сумеет
объяснить, зачем. Одним словом, как и у Хантинга, карьера у Ван Сента в
последний период покатилась по чересчур правильной и какой-то скучной стезе.
Однако его поклонники не теряют надежды в один прекрасный день увидеть своего
кумира прежним. Теперь отъезд на десять лет назад, в пору
кинематографических дебютов Гаса Ван Сента. "Плохая ночь" была объявлена
кинокритиками Лос-Анджелеса лучшей картиной "независимого"
(внеголливудского) производства 1987 года. "Аптечный ковбой" (1989)
удостоился уже приза всего Национального Общества кинокритиков — за лучший
фильм, лучший сценарий, лучшую режиссуру. В 1991 году "Мой личный штат
Айдахо" громко прозвучал на Венецианском фестивале, потеснив Годара,
Херцога и Гринуэя. Актер Ривер Феникс из "Айдахо" стал обладателем награды
за лучшую мужскую роль. И вот уже "Кайе дю синема" включает Ван Сента
в список 20 режиссеров 2001 года. Правда, потом пошли сбои и полуудачи.
Довольно рыхлую ленту "Даже ковбойши хандрят" (1993) режиссеру
сравнительно легко простили — вероятно, за феминистский пафос. А его следующий
фильм "Умереть за..." (1995) с Мэттом Диллоном и Николь Кидман,
посвященный разрушительной власти телевизионных имиджей, хотя и огорчил
поклонников режиссера отсутствием второго плана, заставил их же признать, что
зато первый (план) несказанно хорош и выразителен, так что картина стала
фестивальным шлягером. Все это — внешние приметы
профессионального становления, мало что объясняющие внутри. А внутри просматривается
очень американская история с европейскими корнями. Гас Ван Сент — потомок
голландцев — родился в Луизвиле, с детства привык перемещаться по обширной
стране, как у нас дети кадровых офицеров. Вырос в зажиточной семье — выше
уровня мидл-класса. учился в художественной
школе на дизайнера и дебютировал в кино короткометражкой "Алиса в
Голливуде", которую впоследствии пытался довести до полного метража. Из
Лос-Анджелеса перебрался в Нью-Йорк. Делал рекламные фильмы и музыкальные
видеоклипы, пока не разбогател настолько, чтобы переместиться снова на западное
побережье — в Портленд, штат Орегон. Там он и осел — к удивлению
кинематографической тусовки, стереотип которой — либо Голливуд, либо Манхэттен.
Либо — тоже распространенный вариант — кочевая жизнь, перманентный воздушный
мост между этими точками, фокусирующими интеллектуальную энергию. Таких
кочующих по аэромосту оппортунистов называют в Америке bicostal (двухбережные) — по аналогии с bisexual. Ван Сент, однако, бескомпромиссен и в выборе места жительства,
и в своей сексуальной ориентации. Впрочем, когда его характеризуют как openly gay, он пожимает плечами, не считая это чем-то особенным,
заслуживающим специального акцента. Ведь не делают такой акцент говоря о
гетеросексуалах, а каждый тип полового поведения включает множество различных
вариаций. Да и вообще, добавляет Ван Сент, из сорока вещей, которые можно
сказать обо мне, далеко не первая и не главная, что я — gay. |