"Плохую ночь" вообще не надо
переводить на русский, ибо и в англоязычном оригинале название звучит по-испански:
"Мала ноче". Личный характер этого фильма подчеркивается и сюжетом,
и бюджетом. Сюжет — наваждение, страсть, любовь с первого взгляда. Она
охватывает маленького буржуа, владельца придорожной лавки в Портленде, к
16-летнему мексиканцу, нелегально пробравшемуся в эти края. Что касается
бюджета в 25 тысяч долларов, то его Ван Сент сформировал из своих личных
сбережений. Эта полулюбительская черно-белая лента, во всех смыслах обреченная
на маргинальность, стала событием и ярко заявила новый режиссерский талант. "Мала ноче" подкупает почти
детской незащищенностью, абсолютной эмоциональной свободой. В то же время фильм
умен, аналитичен, нисколько не сентиментален. Хорош эпиграф к нему: "У
того, кто совокупляется с быком, вырастает рог". Ван Сент показывает опыт
запретного чувства, парадоксально питаемый не только сексуальными табу, но и
расовыми предрассудками. Он показывает тяжелый дух нетерпимости ко всякой
инакости. Внутренний драматизм, обреченность "жизни на краю"
пронизывают картину от первого до последнего кадра, эмоционально отсылая к
классике альтернативного кино — "Беспечному ездоку". Ван Сент многим обязан 60-м годам, и
влияние Годара еще скажется в коллажной структуре его последующих картин. Как и
родство с Энди Уорхолом, от которого Ван Сент воспринял гипнотическую способность
заражать зрителя вуайеризмом. Но, в отличие от обоих, он плавно сводит на нет
отчуждающую дистанцию, проникая в своих персонажей, как рука в перчатку. Если
Уорхола, сына чешских рабочих-иммигрантов, тянуло к изыску и богатству, Ван
Сент, как и Пазолини, находит органическую поэзию в обитателях дна жизни и
возмутителях ее спокойствия. "Аптечный ковбой" поставлен по
неопубликованной книге Джеймса Фогля, отсидевшего срок за торговлю наркотиками.
Несмотря на это или благодаря этому, фильм содержит элементы дидактики и
социальной критики. Благодаря этому или несмотря на это, он попал в российский
прокат, где успешно провалился. В отличие от Америки, где сделал приличные
деньги. Вынесенный в название "Аптечный
ковбой" — главарь мини-банды из четырех человек, занятой добычей наркотиков.
Их метода проста: черпать воду непосредственно из источника. Ведь лекарства
продают в аптеках, стало быть, надо грабить аптеки. Жизнь превращается в серию
рискованных ограблений, бездомных странствий и нелепых смертей. Действие
помещено в Портленд в 1971 год, и это сразу придает дополнительный смысл всей
ситуации и добавляет иронии к названию. Только что по дорогам и экранам
Америки прошли целые караваны беспечных ездоков и полуночных ковбоев. Но вот
золотое время позади, и единственное, что осталось от контркультуры 60-х — это
наркотики. |