Большинство людей не знает, что будет
чувствовать в следующую минуту, и лишь наркоману это известно". Сентенция
принадлежит аптечному ковбою Бобу Хьюзу. Как и другая: "Лишь бы спастись
от этой жизни — например, от необходимости ежедневно завязывать шнурки на
ботинках!" Бегство от нормированной скуки заводит, однако, слишком далеко
— и впору бежать назад, из коммуны единомышленников, обреченной в своей
изоляции на страх, взаимную ревность, самоистребление. Каждый спасается в
одиночку. Попытка порвать с прошлым и вернуться в социум через курс
реабилитации остается только попыткой. Тому, кто за не слишком долгую жизнь
"закатал себе добра в вену на миллион долларов", не удовольствоваться
малым. Но причина неудачи еще и в другом: время экстремальной вольницы ушло,
пришла эпоха консерватизма, конформизма, постмодерна. "Аптечный ковбой" поставил
жизненную дилемму и перед самим режиссером. К этому времени Гас Ван Сент не
только сделал себе имя, но и сформировал свой жизненный стиль. Ежегодно,
начиная с 84-го, оставлял на пленке эссе от трех до пяти минут о том, что
произошло в его жизни; возможно, когда-нибудь он смонтирует из этого
кинематографический дневник. Одна из его короткометражек "Дисциплина Д.
И." — экранизация рассказа Уильяма Бэрроуза, литературного кумира Ван
Сента. Другая — "Пять способов убить себя" — мрачная авторская
медитация. Кроме того, режиссер не забросил живопись. Его любимый жанр —
пейзажи с плывущими по воздуху на переднем плане объектами: то коровами, то
шляпами сомбреро; они становятся частыми гостями и его фильмов. Поначалу кинематографические амбиции Ван
Сента не простирались дальше маленьких независимых картин стоимостью под 50
тысяч долларов. Но со своим "Аптечным ковбоем" (бюджет 6 милионов — в
240 раз больше, чем у "Мала ноче") он сразу перескочил в другую
категорию. Отныне, как водится в Америке, эта цифра стала определять как бы его
личную стоимость, и следовало двигаться только вперед, по нарастающей. Но Ван
Сент отклонил все предложения от больших фирм с их дорогостоящими проектами и
взялся за "Мой личный штат Айдахо", чей бюджет составил лишь
половину от уже достигнутого. Возможно, это была реакция на
разочарование, постигшее гей-комьюнити: ведь герои "Аптечного ковбоя'
гетеросексуальны. Зато в центре "Айдахо" двое "хастлеров" —
уличных мужчин-проституток. Ведя бродячую жизнь, они находят клиентуру иногда
среди женщин, но чаще среди "сильного пола". Оба — Майк и Скотт —
молоды и хороши собой, обоих привели на панель разные (но внутренне схожие)
судьбы, обстоятельства, психологические травмы. |