Майк страдает нарколепсией — свойством
засыпать и отключаться в самый неподходящий момент. Он также одержим идеей
найти бросившую его мать. Скотт же сам бежал .из богатого дома от авторитарного
отца, влиятельного местного функционера. Мальчишек сближает не только быт
уличной семьи-стаи, облюбовавшей заброшенный отель, но и чувственное тяготение
друг к другу. Ван Сент поначалу и не мечтал, что сыграть эти роли согласятся
"идеальные исполнители" — Ривер феникс и Кеану Ривс, идолы
тинэйджеров, для которых даже намек на гомосексуальность мог разрушить имидж и
погубить карьеру. Но режиссер и артисты (ставшие в итоге съемок "кровными
братьями") в самых рискованных эпизодах выходят победителями. Их
союзниками оказываются искренность и целомудрие, инстинктивная правда
отношений, перед которой пасует всякая предубежденность. Во многом благодаря
"Айдахо" Феникс стал идолом "поколения X", культивирующего погружение в
жизнь как в нирвану. Его смерть от передозировки наркотиков была признана
символичной. Ван Сент не полагался на импровизацию и
провел большую драматургическую работу, соединив три разных сценария (один из
них — современная версия шекспировского "Генриха IV"). Любопытно суждение продюсера
Лаури Паркер, поверившей в этот замысел и вскормившей его: "Люди думают,
что фильм о мальчиках-проститутках должен быть декадентским и криминальным, —
говорит она. — На самом деле он скорее диккенсовский, и, уверена, для многих
будет сюрпризом, насколько он нежен и обаятелен. Что касается Вас Сента, то
помимо его исключительных режиссерских качеств, меня подкупает его любовь к
публике. Он подлинный кинематографический популист". Заметьте, сказано это не о Спилберге. Гас
Ван Сент — первый популист, рожденный гей-культурой. Прежде она представала в
ореоле элитарной исключительности, моральной провокации, авангардистского
шока. Даже в фильмах Энди Уорхола и Дерека Джармена. В последнее время кинематограф
вовсю принялся оплакивать жертв СПИДа и сформировал жанр гомосексуальной
мелодрамы, в которой самозабвенно любят друг друга (перефразируя классиков)
красивые мальчики на красивых ландшафтах — то в Марокко, то на Таити.
"Айдахо" — первый фильм, лишенный слащавости и слезливости и при
этом обращенный не к "заинтересованной публике", а к большинству, к
"общечеловеческим ценностям", которые выше клановых. Одна из таких несомненных ценностей —
семья. Утрата семейного тепла становится причиной драматического раннего опыта
каждого из героев. В сущности, болезнь Майка, готового заснуть на ходу, есть не
что иное, как защитный рефлекс, неприятие реальности, в которой он оказался
отверженным ребенком. "Думаешь, я был бы другим, если бы у меня был
нормальный отец?" — спрашивает Майк. "Что значит нормальный
отец?" — парирует Скотт, имеющий основания для скепсиса. |