![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() |
Ван Сент блестяще организовал картину,
взяв за принцип субъективное зрение нарколептика. Живописным лейтмотивом
фильма стал пейзаж штата Айдахо, который его уроженец Майк всегда носит в
душе: желтая, поросшая кустарником пустынная местность, рассекаемая хайвеем,
который доходит до горизонта и теряется в дымке дальних гор. Пейзаж, похожий
на галлюцинацию. "Эта дорога никогда не кончится, наверное, она опоясывает
весь мир", — успеет подумать бредущий по ней Майк и тут же впадет в
приступ забытья. Эта онирическая структура — логика сна
наяву — задает и монтажное, и живописное решение картины, и ее жанр, впитавший
элементы бурлеска и черного юмора, голливудской психодрамы и авангардного
транс-фильма, классиком которого считается Дэвид Линч. Ван Сент, как и Линч,
пришел в кино из живописи и опирался на опыт синтетического андерграунда. На
него повлияли также учившиеся вместе с ним члены музыкальной группы "Токин
Хэдз" во главе с Дэвидом Берном. Музыкальные темы "Айдахо"
прослоены иронией и выражают то, чего не скажешь бытовым языком. Что касается
живописных ориентиров, среди них должны быть упомянуты Вермеер и Ван Гог. В
палитре фильма преобладают красные и желтые краски, в костюмах и дизайне
подчеркнуты современные пережитки шекспировских времен. Ван Сент сравнивает "Айдахо" с
полетом в "боинге", где включены шесть разных телеканалов; на каждом
из них один и тот же фильм, но пассажир может выбрать тот или иной язык,
культурный код. А потом переключить канал. И тогда вдруг "хастлеры"
начнут разыгрывать Шекспира, словно заплутав во времени и угодив в другую
эпоху, где тоже были им подобные. А когда герои совершают путешествие из
Америки в античный город (Рим), они видят мальчишек, болтающихся на
"пьяцце" точно так же, как в Портленде. Охотно признавая себя постмодернистом,
Гас Ван Сент, вероятнее всего, им и является. С той оговоркой, что его мышление
позитивно, оптимистично и пропитано ренессансным здоровьем. Однако от бодрящей позитивности до
скучного позитивизма не так уж далеко. И "Умница уилл Хантинг", удручающий своей правильностью, сполна
это продемонстрировал. Фильм использует те же схемы отношений (мужское
братство, "чуть больше, чем друзья"), но в дело опять вмешивается
бюджет, теперь уже соответствующий стандартам Большого Голливуда. Начинает
выпирать дидактика, а излюбленная Ван Сентом тема отношений наставника и
юного подопечного слишком старательно скрывает гомосексуальный подтекст, чтобы
выглядеть искренней. Ван Сент оправдывается: "Когда я слышу вопрос, почему
"Уилл Хантинг" столь традиционен, отвечаю, что всегда был.
традиционным кинематографистом, разве вы не заметили? Мой любимый фильм —
"Обыкновенные люди" Роберта Редфорда. И даже когда я делал кино о
наркоманах и мужчинах-проститутках, по
сути вес равно снимал фильмы о самых обыкновенных людях. На том и стою". |
![]() ![]() |