С этим трудно спорить. Как и с тем, что
из правильного традиционного кино уходит поэзия. И остается вспоминать
провинциальные американские пейзажи в ранних картинах режисера, когда в
раскаленном воздухе вдруг повисало сомбреро или проплывала корова, цепляясь за
облако. 31. Чжан Имоу. Эта страшная близость Китая
"Жить!" "Зажги красный фонарь" "Красный гаолян" "Шанхайская триада" Первый киносеанс состоялся в Китае всего
на год позже, чем во Франции. Первый игровой фильм выпущен в 1913 году. Первый
звуковой — "Гибель персиков и слив" — в 1934-м. Главные темы
китайского кино 30—50-х годов — патриотизм и готовность народа к бесчисленным
жертвам: в одной из картин тысячи людей закрывают своими телами прорыв в дамбе.
Главный жанр — эпопея, обязательным для всех творческим методом было объявлено
"сочетание революционного реализма с революционным романтизмом". От
кинематографа того периода остался образ Китая как страны с обезличенной
индивидуальностью. Даже робкие ее проявления подавлялись в годы
"культурной революции". Вплоть до середины 80-х китайское кино
оставалось для остального мира (не считая Албании и краткого периода
"вечной дружбы" с Россией) terra incognita. В нем практически не было международно известных фильмов и
имен. Когда европейские левые шестидесятники
"играли в Мао" (а герой этого рассказа был отправлен на исправительные
сельхозработы), один из левых — итальянский режиссер Марко Беллоккио — снял
фильм "Китай близко". Спустя двадцать лет Бернардо Бертолуччи в
"Последнем императоре" с утонченной самоиронией прокомментировал юношеское
увлечение маоизмом. На этом можно было бы поставить точку в отношениях между
Китаем и мировым кинопроцессом, если бы... Если бы в том же 1988 году, когда
праздновал свой триумф "Последний император", не появился первый
китайский фильм, ставший фестивальным шлягером. "Красный гаолян",
поразивший своей живописной экспрессией, был снят никому не известным
режиссером по имени Чжан Имоу. Три цвета невероятной интенсивности — красный,
синий и желтый — господствовали в этой картине. Они фиксировали основные темы
фильма с визуальной настойчивостью современного "техниколора".
Желтый — цвет солнца и человеческих лиц. Синий — цвет ночи. Красный — цвет
украшающих тела женщин тканей, цвет сорговой водки (процесс ее производства
подробно запечатлен в картине) и цвет крови. Критики в недоумении застыли перед этим
экзотическим продуктом, абсолютно незнакомым на вкус и потому ни с чем не
сравнимым. Никто толком не знал ни количества производимых в Китае фильмов, ни
стандартов, на которые можно было бы ориентироваться. Был ли "Красный
гаолян" вершиной тогдашнего китайского кино? Или являл собой рядовой
образец национальной кинопродукции? Не было критерия и данных, чтобы судить об
этом. Знакомым показался только чрезвычайно сильный и кровавый финал,
пробуждавший ненависть к японским оккупантам (без всякой неловкости от того,
что фильм снят на японской пленке "Фуджи"). Речь шла о делах давно
минувших дней, и, однако, эти сцены гневом и яростью сравнимы только с
советскими военными драмами, когда посредством экрана дискутировался вопрос:
"Люди ли немцы?" |