Зато остальная — и основная — часть
фильма была лишена патриотических подпорок, рассказывала о нормальных людях и
нормальных чувствах. О любви, ревности, желании и страхе. Напоминая тем самым
классика японского кино Акиру Куросаву, который заставлял видеть сквозь
экзотизм костюмов и манер Страны восходящего солнца вечную игру человеческих
страстей. Это был исторический момент, когда
китайское кино (как некогда японское) вышло из резервации к мировому признанию.
"Красный гаолян" еще содержал рудименты отработанной идеологической
схемы, но уже был упакован в остро современный дизайн с умелой дозировкой
фольклорной экзотики. С той поры красно-сине-желтый колорит, дух
мелодраматической притчи на грани трагедии и прекрасное лицо актрисы Гун Ли,
звезды и подруги Имоу, стали в совокупности фирменным знаком нового китайского
кино. Картина Имоу выхватила "Золотого
медведя" на престижном (тогда еще Западно-)Берлинском фестивале прямо
из-под носа у "Комиссара" Александра Аскольдова, возвестив о близком
конце перестроечного "русского сезона". Запрограммированный на
короткое дыхание, этот сезон выдохся естественным образом. А наши желтолицые друзья
продолжали штурмовать труднодоступные вершины. Среди них почти одновременно выдвинулись
два лидера. Соперником Имоу стал Чен Кайге, обративший на себя внимание даже
раньше, еще своими первыми лентами, оператором на которых работал не кто иной
как Чжан Имоу. Дважды на рубеже 80~90-х годов Чен Кайге подбирался к
"Золотой пальмовой ветви" в Канне. Но тщетно. Имоу поначалу был
удачливее. Правда, в том же Канне-90 его новая лента "Дзю Ду" тоже не
получила приза, зато она была номинирована на "Оскар", а год спустя
режиссера номинировали в Голливуде еще раз — за картину "Зажги красный
фонарь" (обе — мелодраматические притчи на темы китайской истории с
достаточно смелыми аллюзиями). Правда и то, что "Оскар" Имоу так и не
достался. В труднейшем венецианском конкурсе 1991
года "Фонарь", признаный шедевром живописного символизма, снискал
огромный зрительский и критический успех, однако в официальном конкурсе уступил
главный приз михалковской "Урге". Но всего год спустя Имоу представил
в Венеции сделанную в совершенно ином ключе социальную драму "Кюдзю идет в
суд". Живописный курс резко меняется на повествовательный. Лишь в эпизоде
свадьбы мелькает отблеск прежних броских решений и эффектных мизансцен. Имоу
все меньше интересуют символика и ритуал, все больше — парадоксы личности и
истории. На сей раз триумф был полным: Гун Ли, впервые сыгравшая не
декоративную красавицу, а простую, замотанную в платок крестьянку, непреклонную
в борьбе с бюрократами за свое оскорбленное достоинство, была признана в
Венеции лучшей актрисой, а Имоу стал обладателем "Золотого льва". Так
что призовой "зоопарк" у режиссера рекордный. |