А в 1993-м китайцам обломилась, наконец,
и каннская "Пальмовая ветвь": ее получил все-таки Чен Кайге — за
фильм "Прощай, моя наложница". Секрет не только в пресловутом китайском
упорстве. Кинематографисты так называемого "пятого поколения"
сформировали сильную режиссерскую школу с двумя лидерами во главе и с большим
потенциалом "поддерживающих фигур". В юности они познали кошмар
"культурной революции". Многие выросли в изгнании, в репрессированных
семьях, где запрещалось читать. Семья Имоу, родившегося в 1950 году, была
связана с Гоминданом и стала объектом политических репрессий. Целых десять лет,
с 68-го по 78-й, будущий режиссер провел на социалистической каторге. Работал в
поле и на мельнице, а свой талант развивал, рисуя портреты Председателя Мао и
фотографируя окружающие пейзажи. Когда после десятилетнего перерыва вновь
открылась Пекинская киноакадемия, Имоу блестяще сдал экзамены, но не был
принят, поскольку его возраст на пять лет превышал допустимый правилами. Тогда
он написал письмо в Министерство культуры, объяснив, что успел
"состариться" лишь благодаря культурной революции. Было уже другое
время, и настойчивого абитуриента зачислили. После окончания академии Имоу
попал на провинциальную студию и снял как оператор свой первый фильм "Один
и восемь". Вопреки стандартам тогдашней китайской киноиндустрии, он
предложил жесткий монохромный "американский" стиль для истории группы
солдат, плененных японской армией. Трудной была и биография Чена Кайге. В
изданной на Западе книге режиссер рассказал о своем комплексе, возникшем,
когда его принудили публично "критиковать" собственного отца.
Переосмысленный опыт личных трагедий помог "пятому поколению"
выработать противоядие. В условиях цензуры они научились делать кино
метафорическое и прямое, бескомпромиссно жесткое и эстетское одновременно. Это кино, в отличие от постсоветской
молодой волны, не пошло по пути иронического "соц-артовского" переосмысления
сугубо национальных культов и мифов. Напротив, добровольным эталоном для
китайцев послужил, условно говоря, советско-голливудский эпос с жанровыми вкраплениями
мелодрамы. И это был выстрел в десятку. Здесь сошлось все — и старая идея
массовости искусства, и тоска по Большому Стилю во всех его бытовавших некогда
обличьях, и крен современного Голливуда в сторону соцреализма и
политкорректности. Пока мы успешно боролись с тенями забытых
предков— от Эйзенштейна до Бондарчука, китайцы показали, что гораздо тоньше и
глубже усвоили "уроки русского". И глубже своих соотечественников —
старших коллег. Если те в 50-е годы лишь формально и принужденно копировали
манеру советских народных киноэпопей, то "новые китайцы" наполнили
ее органической мощью и трагизмом пережитого. |