Чжан Имоу и Чен Кайге продолжали идти
ноздря в ноздрю, но их судьбы, их эстетические устремления все больше
расходились. Мелодрама у Кайге оснащалась разветвленной романной структурой и
отблесками конфуцианской философии. В самом знаменитом своем фильме
"Прощай, моя наложница" режиссер прослеживает жизнь группы персонажей,
связанных дружескими и любовными узами, на протяжении десятков лет — с начала
века почти до самых наших дней. Почти, но не совсем: объектом исторической
рефлексии могла быть "культурная революция", но не период после нее;
последнее строго контролировалось цензурой. Самое поразительное в фильме Кайге то,
что замкнутая, каноническая поэтика пекинской оперы превращается в
универсальный код человеческой судьбы. И вырастает трагедия жизни двух актеров,
переносящих оперный сюжет о короле и его наложнице со сцены в жизнь. В роли преданной
наложницы оказывается женоподобный мужчина с комплексом пассивной
гомосексуальности, ревнующий партнера к законной жене — бывшей проститутке (все
та же Гун Ли). То и дело все трое оказываются на острие политических процессов,
проходят через смерти и предательства. Так на новом витке, в усложненных
жанровых, исторических и половых комбинациях возвращается архетип оперы. 1993
кинематографический год в мире назвали "годом китайских оперных
трансвеститов". Имоу ответил на вызов, брошенный Ченом,
сняв картину "Жить" (1994). Тоже с Гун Ли, тоже эпопею, растянутую во
времени, в которой даже, хотя и осторожно, критиковались современные порядки в
стране реального социализма. Достигнув в своей ранней трилогии вершин
живописного символизма, Имоу идет теперь по пути аскетического воспроизведения
событий столь же будничных, сколь и потрясающих. Его вывод: жить в абсурде
истории позволяет лишь конформизм, понятый не как подлость, а как здравый
смысл. Эта мысль, высказанная даже более откровенно, чем в
"Наложнице", удивила поклонников Имоу. Однако похвала конформизму не была
должным образом оценена китайской цензурой, которая, узрев скрытую в картине
иронию, наложила на нее полузапрет. Который помог ей получить половину
Спецприза в Канне (вторая досталась "Утомленным солнцем" Михалкова).
Это был последний фестивальный успех Имоу и, в сущности, начало заката
Большого Стиля китайского кино. Следующая картина режиссера — гангстерская мелодрама
"Китайская триада" — была холодно встречена в Канне, несмотря на то,
что она столь же живописна, а Гун Ли, как никогда, красива, и к тому же поет.
Западная публика нашла этот фильм недостаточно оригинальным: в нем нет
политической метафоры, а так — просто жанровое кино, какого хватает повсюду.
По той же самой причине год спустя провалился в Канне и Чен Кайге со своей
"Луной-искусительницей" и переставшей играть роль талисмана Гун Ли.
Поистине Имоу и Кайге, которых пресса, меняя акценты то в одну, то в другую
сторону, некогда представляла как соперничавших Моцарта и Сальери, напоминают
синхронностью своих движений скорее сиамских близнецов. |