Но еще прежде на арену китайского кино
вышло "шестое поколение", заметно потеснив пятое. Как раз в момент,
когда последнее достигло пика международного признания. Как раз в момент
максимального коммерческого успеха китайских фильмов за рубежом, и даже в
Америке, где доброкачественный эпос и соцреалистический пафос (переведенный на
гуманитарную основу) нашел отклик в чувствительных сердцах. Как раз когда
синоязычное кино было признано вторым в мире после англоязычного (синефилов
стали называть синофилами). Это был и момент вызревания коммерческого
альянса, глобальной co-production между китайской, тайваньской и гонконгской
ветвями киноиндустрии — индустрии, способной бросить вызов Голливуду хотя бы
одной только жанровой традицией фильмов о martial arts — боевых искусствах. Заслуживает внимания факт, что и
тайваньская режиссура, при большей склонности к постмодернистской медитации,
тоже не избежала влияния советского киноэпоса типа горьковских трилогий. Одним
словом, все три Китая оказались нам гораздо ближе, чем думалось. "Шестое поколение", разумеется,
во всем альтернативно "пятому" и считает как Имоу, так и Кайге
консервативными "продуктами на экспорт". Как-то я спросил одного молодого
китайского режиссера, почему в "Красном гаоляне водка сорго — красная, а
не белая, какую пьют обычно китайцы. На что он ответил: "Это — fake, и все остальное в фильме — fake (фальшивка)". Тем, чем для "пятого" была
"культурная революция , для "шестого" стал расстрел на
Тяньаньмынь. И недаром знаменитая площадь уже несколько раз фигурировала в
китайском молодом кино, служа при этом самым разнообразным ритуалам — от
официальных парадов и проездов глав государств до запуска бумажных змеев и
встреч местных геев. Это поколение "бастардов",
незаконнорожденных, выкидышей", "выродков", без веры и корней.
Новые режиссеры предпочитают делать фильмы не в государственной структуре и не
в системе копродукций , а как "независимые". Как ни странно, им
позволяют это, хотя и вставляют палки в колеса. Пессимизм и отчужденность
молодых в континентальном Китае, разумеется, связаны с общественным и духовным
климатом в стране. Однако и в Гонконге еще до воссоединения, и на Тайване
атмосфера молодых фильмов мрачная, предапокалиптическая; для них характерны
болезненная, сопряженная с насилием эротика и душная экзистенциальность. Только ли потенциал экзотической
сверхдержавы поработал на то, чтобы кинематограф Китая по меньшей мере на
десятилетие оказался в фокусе мирового внимания? Уже давно есть подозрение, что
китайская цензура с поистине восточным коварством работает на два фронта С
одной стороны, она держит "на крючке" художников, с другой — возбуждает
западное общественное мнение призраком запретов и репрессий, плодя фестивальные
и журналистские сенсации. |