Что касается восточного экзотизма в
чистом виде, он раньше всего остального начал себя исчерпывать.
Проэксплуатировав пикантное своеобразие китайской оперы, театра марионеток,
искусства фейерверков и даже (не менее красочной) традиции публичных домов,
кинематограф остановился в ощущении некоторой пресыщенности. Точка высшего
успеха стала точкой кризиса. Выполнив свою историческую миссию, "пятое поколение"
начало нехотя отступать в область легенд. Одна такая красивая легенда связана с
музой "поколения" Гун Ли. Некогда ее нашел Чжан Имоу среди нескольких
десятков выпускниц театрального училища. Но рядом с ней была подруга-сокурсница
— такая же красивая, такая же талантливая. Режиссер с обеими девушками целую
ночь гулял по городу, не в силах сделать выбор — и тогда было решено бросить
жребий-монетку. Счастье улыбнулось Гун Ли, ставшей с тех пор звездой, женой и
верной спутницей Имоу — до недавнего времени. Пока не произошел скандал в
благородном семействе: тридцатилетняя Гун Ли ушла к миллионеру из Малайзии и
стала моделю "Л'0реаля". Первый свой фильм без любимой актрисы
Чжан Имоу назвал "Сохраняйте спокойствие". Снятый за небольшие деньги
нервной ручной камерой, он был анонсирован в конкурсе 50-го юбилейного
Каннского фестиваля, но китайские власти решили бойкотировать это событие. Не
столько из-за картины Имоу, сколько из-за другой, молодого режиссера Чжана
Чжуана, затронувшего гомосексуальную тему. Копия его фильма "Восточный
дворец, Западный Дворец" была нелегально вывезена во Францию. У Чжуана
отобрали зарубежный паспорт и посадили под домашний арест. Имоу тем временем
находился в Италии, где ставил по контракту Травиату" на оперной сцене, и
не стал настаивать на своем участии в Каннском фестивале. Выходит, пятое
поколение интегрировалась в систему, уступив место для инакомыслия шестому? Так или иначе, премьера Имоу состоялась
лишь в Венеции. "Сохраняйте спокойствие" начинается как трагикомедия
неразделенной любви. Герой преследует своими ухаживаниями длинноногую
современную девицу (совсем не похожую на Гун Ли с ее классическими формами), но
очень скоро сюжет отклоняется в другую сторону. И вырисовывается некая
абсурдистская сатира на современный Китай, метафорически уподобленный
сумасшедшему дому. Однако и этот ход не доведен до логического конца. Все
завершается чересчур благостным финалом: выясняется, что люди в Китае в
общем-то хорошие и душевные, а зло идет с Запада (один герой стилизован под
Брюса Уиллиса, а другой хлещет коньяк "Камю"). Так что не совсем
понятно, каковы были цензурные претензии, если они и были. Между прочим, эта картина на родине Имоу
имела чуть ли не самый большой кассовый успех. Вероятно, режиссер, отчаявшись
удержать в руках фестивальную птицу счастья, взял курс на внутренний рынок.
Возможно, в картине есть нечто, что говорит китайцам больше, чем нам. И все же
обидно, что неудача постигла Имоу даже на уровне стиля, который он частично
заимствует у модного гонконгского режиссера Вон Кар-Вая, создателя культового
"Чанкингского экспресса". В результате фильм выглядит не только
слабым, но и подражательным. Таково было в Венеции-97 мнение жюри и прессы. Тем
не менее местная публика по старой памяти устроила Имоу — венецианскому любимцу
и жертве цензуры — "утешительную" овацию. |