Позднее режиссер ввел
"самоцензуру": он исхитрился самые смелые сцены снимать так, чтобы
никакие цензоры не могли придраться. Например, любовный акт происходит-на
вращающемся круге и снят одним сверхдолгим планом: такие планы, практически не знающие
монтажа, становятся отныне фирменным знаком Тацуми. В результате ничто не
скрывается, все происходит в реальном времени и пространстве, но в каждый
момент поворачивается на экране таким ракурсом, что "запретного" не
видно. Когда rотап роrnо пришел в упадок, Тацуми пришлось сделать несколько работ в
других жанровых канонах. То были мелодрамы, гангстерские фильмы
"якудзы". В них режиссер не вкладывал столько души, но мастерства —
ничуть не меньше. И все же "японский Трюффо" был певцом слабых
мужчин и — в первую очередь — сильных женщин. Типичные для Японии фильмы
мужского действия были ему чужды. Так же как и другая национальная традиция, в
которой мужчина выступает "философом жизни": Тацуми стеснялся
претензий на интеллектуализм. Полученная в "Никацу"
профессиональная школа научила его добиваться художественных результатов в
самых жестких обстоятельствах: только в 1974 году Тацуми снял шесть(!) фильмов.
Однако, как и Фассбиндера в Германии или Кормана в Америке, его считали всего
лишь хорошим ремесленником. Места в Пантеоне великих японцев были давно
распределены: из живущих ныне туда помещены Акира Куросава, Сехей Имамура и
младший на пять лет, чем Тацуми, Нагиса Осима. Только после смерти, последовавшей
от затяжной болезни легких, Тацуми наконец признали на родине и наградили
японским "Оскаром". После Роттердама по миру прошла серия его
ретроспектив — в том числе на фестивале в Сочи. Здесь опять имеет смысл вернуться к
вопросу об отношениях японской и евроамериканской кинокультур. Ключевой в
этом аспекте остается, конечно же, фигура Куросавы. Появившийся в пору
торжества итальянского неореализма, "Расемон" разрушил
кинематографическую мифологию того времени: подверг сомнению аутентичность
факта и культ. абсолютной истины. Вскоре это станет центральным мотивом и
стержнем большинства европейских "новых. волн" На культовую высоту
релятивизм будет поднят ,в "фотоувеличении" Антониони. К тому времени сам Куросава стал великим
культурным мифом, поставщиком сюжетов для мирового кинематографа, даже такого
консервативного, как американский: японскому режиссеру обязаны своим появлением
и "Великолепная семерка", и "Поезд-беглец" Андрея
Кончаловского. Уже в наши дни в Америке появляется римейк "Расемона":
богатый самурай, гибнущий от руки разбойника, превращается в японского
бизнесмена, который покупает завод в американской глубинке с намерением
превратить его в луна-парк. |