Но рано или поздно пришлось остановиться
— причем базовыми для меня все равно остались спонтанные впечатления первой
половины 90-х, пускай и скорректированные опытом самых последних лет. Я
намеренно не стал делать законченные "портреты", предпочитая каждого
из героев изображать в том ракурсе, который вписывает его в коллективный
портрет, он же пейзаж, кинематографического конца века. И все же — помимо "культурной
задачи" — главным импульсом этой публикации стало простое человеческое
желание рассказать о людях, которые мне нравятся. Я бы сказал, что сам выбрал
их, если бы не случилось так, что они еще раньше выбрали меня — как зрителя. С одними из них мы до сих пор общаемся
заочно — посредством экрана. Но, смею полагать, я довольно неплохо знаю, что
они думают по тому или иному поводу, как ведут себя в разных ситуациях, и
вообще — что каждый из них за птица. С другими я не раз встречался. Общаясь с
Бертолуччи, Каурисмяки, Полянским и Махмалбафом, я не чувствую, чтобы они
сильно отличались от своих фильмов. Точно так же, как Гринуэй и Муратова. Они —
те самые. И я убеждаюсь, что мы правильно поняли, угадали друг друга. Среди
читателей наверняка найдутся такие, кто разделяет мой выбор. Значит, мы все —
одна компания и нам будет приятно убедиться, что нас немало. Насчет компании, которую он метафорически
назвал "столом", прекрасно высказался Кшиштоф Кесьлевский, вспоминая
вечер вручения первого "Феликса" — Приза европейского кино: "В
Берлине, при вручении Приза, у меня было воспаление мочевого пузыря, я
постоянно бегал в туалет. Там я встретил Мастроянни, который не мог выдержать
десяти минут без сигареты. Кроме того, то и дело заходил Вим Вендерс, чтобы
помыть руки. Я у писсуара, Марчелло с сигаретой и Вендерс над раковиной — это
стол, о котором ты мечтаешь". За этим "столом" могли бы
оказаться практически все герои книжки — даже те, кого, как Кесьлевского, уже
нет в живых. Не чуждые им человеческие слабости, трудные характеры и
взаимоотношения лишь усиливают присущее им чувство цеховой солидарности. Будучи
звездами, они сумели остаться людьми. Будучи людьми, они, по словам Копполы,
остались последними в современном мире диктаторами. Не только диктующими
актерам, как играть, а операторам — как снимать. Но формирующими современный
стиль, облик и характер кинематографа наших дней — кинематографа, который правильнее
всего было бы назвать пост-годаровским, а если хотите — пост-феллиниевским. Среди признанных лидеров, персонажей
современной киномифологии есть и живые легенды, "священные чудовища"
интеллектуального, авторского или арт-кино. И проклятые поэты" или, как я
их обозначил сначала, "молодые безумцы", вне зависимости от возраста
эпатирующие салон своей "маргинальностью", своим
"неоварварством". И "культурные герои" нашего
мультикультурного времени. |