Неряшливое техническое качество ранних
работ Альмодовар преодолел лишь в "Лабиринте страстей", который считается
его настоящим профессиональным дебютом. Но уже в ранних работах можно наблюдать
характерные, развившиеся впоследствии черты режиссерской манеры. Например,
герои фильмов Альмодовара очень часто появляются из утла кадра и пересекают
экран без изменений в перспективе, что создает особый плоскостной эффект,
приближает изображение к комиксу или телерекламе. Из-за отсутствия
академической подготовки режиссер нередко прибегает к спонтанному формализму.
По словам Альмодовара, единственный критик для него — это глаз; можно творить
все что угодно, если глаз это принимает — пусть даже противореча законам
кинематографа. До 1988 года, когда появились
"Матадор" и "Закон желания", Альмодовар числился лишь
одной из подающих надежды фигур испанского кино, заметно захиревшего после
падения франкистского режима. Раньше в этом кинематографе существовали два
несообщающихся потока. Первый питался из благородного сюрреалистического
источника, освященного именем Бунюэля. В годы позднего франкизма процветало
искусство изысканной политической метафоры: ее королем был Карлос Саура. Второй
поток целиком помещался в предназначенном для внутреннего пользования
фарватере низких жанров: он имел достаточно почитателей в испаноязычном ареале
и не претендовал на культурную респектабельность. После отмены цензуры испанское кино
пережило знакомые теперь и нам времена. Потускнели еще вчера казавшиеся
блестящими метафоры и аллегории, эзопов язык притчи вдруг оказался архаичен и
уныл, под лозунгом свободы воцарился моральный и эстетический беспредел. Резко
упал профессиональный уровень, национальная кинематография удивительно быстро
потеряла свое лицо. Из признанных мастеров, привыкших самоутверждаться в
борьбе с запретами, словно выкачали воздух. Опыты молодого поколения творцов
страдали растерянностью и маньеризмом. Альмодовар помимо таланта принес в испанский
кинематограф смелую и свежую для той поры идею. Не отворачиваться брезгливо
от масскультуры, а использовать ее клише для прорыва в новую, парадоксальную
реальность. Более живучую, чем сама жизнь. В своего рода гиперреальность,
обладающую особой интенсивностью, повышенным градусом артистизма; открытую
самой безумной фантазии; не скованную правилами бытовой логики, идеологическими
или интеллектуальными установками. Не скованную также обожествлением стиля.
По Альмодовару, "стиль — вещь настолько многозначительная, что если
выдерживать его до конца, он становится вульгарным". Спасением от диктата
стиля становится кич. Хотя и "очень трудно отличить "дурной
вкус", полный изобретательности и юмора, от дурного вкуса, который просто
дурен", все-таки можно стать "Висконти кича". |