Едва выйдя из пансиона и попав из Ла
Манчи в Мадрид, он заделался хиппи, почти в то же самое время служил клерком в
телефонной компании, выступал как журналист под женским псевдонимом и пел в
мини-юбке, сетчатых чулках и туфлях на шпильках со своей рок-группой под
названием "Альмодовар и МакНамара". Так — легкой походкой на высоких
каблуках, — несмотря на свою склонность к тучности, он вошел в искусство. Сегодня он воспринимается уже не как
персонаж контркультуры или патентованный скандалист. Он — тот редкий
европейский режиссер, которого выбирает Америка. Джейн Фонда заплатила
несколько миллионов за права на англоязычный римейк "Женщин на грани
нервного срыва". В нем видят наследника Билли Уайлдера, классика эротической
комедии, и если сегодня, в свою очередь, кто-то способен поставить римейк
"В джазе только девушки", так это Альмодовар. Каждую неделю ему
приносят папку англоязычных сценариев из Голливуда и уговаривают там работать,
но он пока не сдается, предпочитая искать деньги на проекты в Европе с помощью
своего брата-продюсера Августина и французской компании City-2000. Да, Альмодовар один из немногих в
сегодняшнем мировом кино истинных виртуозов комического. Но в его комизме
всегда силен привкус горечи и смерти, над ним витает дух фламенко и
"мовиды" — своеобразной испанской экзистенциальной философии. Его
самого называют "огненно-красным цветком", а его фильмы —
"пряными тартинками из кича" и сравнивают с паэльей — национальным
блюдом из риса, курицы и даров моря. Они, эти фильмы, не скрывают того, что
изготовлены фантазером-кулинаром с удовольствием, и сами несут людям прежде
всего удовольствие, что отнюдь не исключает интеллектуальных приправ и стилевых
изысков. На венецианской премьере он разодел своих
"женщин на грани нервного срыва" во главе с Кармен Маурой в диковинные
шутовские костюмы и сам от души веселился с ними. На мадридскую премьеру
"Свяжи меня!" приехал в открытом грузовике в окружении актрис,
исполняющих главные роли (на сей раз солировала Виктория Абриль). Грузовик был
наполнен каким-то мусором, а снаружи сверкал. "Это зрелище чем-то напоминало
его фильмы", — писала испанская пресса, которая, между прочим, не без
перца относится к Альмодовару. Его то и дело прокатывают на присуждении
национальных наград "Гойя". Его вечно упрекают за недостатки
драматургии и — отчасти справедливо, но не без злорадства — называют
"гением эпизодов", а еще — "Бунюэлем для бедных". Его
рекламные кампании именуют "сборищами педерастов". По этому поводу
Августин Альмодовар говорит, что в Испании не принято позволять кому-то быть
живым мифом, а худшим подарком для испанцев стало бы получение одним из их соотечественников
Нобелевской премии. |