5. Кен Лоуч. Социалистический реалист с королевской репутацией
Феномен шестидесятитрехлетнего
англичанина Кена Лоуча знаменателен и для Европы, и для России, но по разным
причинам. Европейского успеха он достиг на фоне
повсеместного кризиса авторской режиссуры его поколения. В то время как
последние ленты Фолькера Шлендорфа, Алена Таннера и других вчерашних лидеров
национальных европейских киношкол в лучшем случае академичны, а то и дышат старческим
бессилием, Кен Лоуч от картины к картине набирает энергию, а его авторитет в
киномире неуклонно растет. Вот уже который год фильмы Лоуча занимают
вакантное место в каннском конкурсе. Правда, ни один не снискал пока
"Золотой пальмовой ветви", зато почти каждый награждался хоть
каким-нибудь призом. Лоуч — любимец британских, европейских и многих
американских критиков. Если лет шесть-семь назад режиссер искренне удивился,
получив приз международной критики (ФИПРЕССИ) за социальную ленту без всяких
стилистических изысков, то теперь у него таких наград целая коллекция. За фильм
"Рифф-Рафф" (1991) он был увенчан европейским "Феликсом". В
1994 году в Венеции получил почетную награду за творчество в целом. Доказав
картиной "Земля и свобода" (1996), что умеет делать крупномасштабное
постановочное кино, Лоуч получил приглашение в Голливуд. Завтра, вполне возможно,
он будет претендовать на "Оскара". Как пророка или поп-звезду, встречали
этого пожилого человека с внешностью "рабочего интеллигента" на фестивале
в Локарно. фильм Лоуча "Меня зовут Джо"(1998) показывали в открытом
кинотеатре на Пьяцца Гранде, где собрались почти десять тысяч зрителей. После
премьеры Лоуч, растроганный бурной реакцией публики, пригласил, к ужасу
организаторов фестиваля, всех (!) присутствующих на прием в Гранд Отель. На
лужайке перед этим великолепным зданием разместилась тьма народу, и до утра
режиссер-демократ отвечал на любые вопросы. Например, в чем смысл жизни и легко
ли быть молодым в капиталистической Великобритании. Герой Лоуча, которого зовут Джо, — бывший
алкоголик, помогает товарищам по несчастью (включая наркоманов) вернуться к
жизни. Лоуча называли певцом пролетарской морали, но в последнее время он все
больше склоняется к христианским ценностям. И недаром на следующий день на
экуменическом приеме в Локарно выступали богословы и священники, признаваясь,
что фильмы Лоуча некогда изменили их жизнь. О нем говорили как о великом
гуманисте нашего времени. Его цитировали с не меньшим почтением, чем
высказывания папы Римского о кино, которые, в свою очередь, подавались в стиле
ленинских установок. Лоуч — единственный человек в
Великобритании, чья репутация столь же безупречна, как у королевы. При том, что
все его фильмы направлены против правящего режима островного государства. |