Ничто не предвещало столь внушительного
влияния. Кен Лоуч родился в семье фабричного рабочего и швеи. После юридических
штудий в Оксфорде два года работал актером, потом стал режиссером в театре и на
Би-Би-Си. Первый свой фильм — "Дневник молодого человека" — Лоуч
поставил еще в 1964 году, и это была маленькая телевизионная работа. Как и
несколько последовавших за ней: только в 1966-м Лоуч выпустил три телефильма, а
общее их число в его послужном списке, включая игровые и документальные,
приближается к двадцати. Время дебютов Лоуча совпало с пиком
британской социальной волны, которая частично коммерциализировалась, а
частично переродилась в экзистенциальную. Рядом с яркими фигурами уже не очень
рассерженных и не очень молодых людей — Тони Ричардсона, Линдсея Андерсона,
Джона Шлезингера — скромный тщедушный Лоуч казался годен только на роль второго
плана. И он долго играл ее, разрабатывая из фильма в фильм одну и ту же жилу
социологического бытописательства, дотошно исследуя нравы провинции, проблемы
рабочих окраин. Никто не думал, что жила в очередной раз окажется золотой, а
телевизионный английский неореализм породит что-то значительное. В 70-е годы британское большое кино,
сдавшись на милость Голливуда, оказалось в загоне, чтобы возродиться через
десятилетие в барочных изысках Гринуэя и других поставангардистов. Но именно
тогда, в 1970-м, Лоуч, только-только перебравшийся из теле- в киноателье,
громко заявил о себе фильмом "Кес". Гран-при на фестивале в Карловых
Варах, уже очищенном от ревизионистской скверны, засвидетельствовал
благонадежность Лоуча как "прогрессивного художника", занятого не
сомнительными философствованиями, а реальными заботами простых людей. Должно
было пройти время, чтобы благонадежность под псевдонимом political correctness утвердилась в качестве критерия и на
Западе, а различные категории "простых людей" оформились в группы
"меньшинств". Вот тогда-то, в 90-е годы, и настало "время
Лоуча". Лоуч не одинок в британском кино, у него
есть свой младший на десять лет "двойник". Речь идет о Майке Ли, который
благодаря скромной, почти телевизионной ленте "Секреты и обманы",
был причислен к пантеону больших имен мировой кинорежиссуры. Как и Лоуч, Ли с
юности начал работать в театре и на телевидении, а в кино пришел при поддержке
одного из лидеров английских "рассерженных" актера Альберта Финни.
Плакатом к фильму Ли "Высокие надежды" стал кадр: двое главных героев
на фоне памятника Марксу. К ностальгическим визитам на кладбище, где похоронен
бородатый классик, свелись теперь "высокие надежды", которые питала в
юности пара лондонских пролетариев, изображенных в картине с теплым, но порой и
язвительным юмором. Лоуч вполне мог бы поставить такой фильм, хотя, в отличие
от Майка Ли, ему совершенно чужды сатирические и гротескные краски, и в этом
смысле оба с полным основанием опровергают эстетическое сродство. |