Трудно представить, например, чтобы Лоуч
последовал примеру Ли, который совсем недавно неожиданно сменил тематический
ракурс и снял фильм об истории британской оперетты. А если однажды Лоуч и
сделал постановочную картину "Земля и свобода", она все равно
оказалась неисправимо социальной. Формула Лоуча, которого называют
"неисправимым идеалистом" — суровый, парадокументальный реализм с
укрупненной, почти телевизионной оптикой. Что не исключает в необходимых
случаях примеси романтики, лирики и мелодрамы. Режиссер не отрицает влияния на
себя неореалистической комедии, раннего Милоша Формана и чешской "новой
волны", особенно что касается работы с непрофессиональными исполнителями.
Его камера никогда не устремляется к самоценным красивым объектам и никогда не
ищет сугубо эстетических решений человеческих конфликтов. Лоуч, бывший юрист,
судит эти конфликты по совести, согласно нравственной интуиции. Даже когда за камерой у Лоуча стоит Крис
Менгес, результат не имеет ничего общего с тем визуальным маньеризмом, который
изысканный оператор демонстрирует на съемках у других режиссеров. Например, у
Ролана Жоффе в фильме "Миссия". Почти одновременно с ним, в 1986-м,
появляется картина "Отечество" Кена Лоуча. Даже знаток не определит,
что это тоже операторская работа Менгеса. И для Лоуча это принципиально новый
шаг: рассказ о берлинском певце-диссиденте и о том, что сталинизм не есть социализм,
а капитализм не тождествен свободе. Точно так же "Спрятанный
дневник" (1990) — жесткий анализ тэтчеровской политики расправы с
ирландским сепаратизмом — не похож на приправленные декадансом
"ирландские сказки" типа "Игры с плачем" Нила Джордана.
Точно так "Кукушка, кукушка" (1994) — обвинение судебной системы,
лишающей материнских прав многодетную маргиналку и ее мужа-иммигранта — не
укладывается в рамки политкорректных голливудских аналогий. Натуральный,
вырастающий на жизненной почве драматизм, откровенность симпатий и антипатий,
отсутствие формального "хэппи энда", благородный, обращенный к
каждому человеку интимный тон делают фильмы Лоуча уникальными в современном
кино, которое на большей части Европы явно преждевременно списало в архив
всякую социальность, а вместе с ней и мотив морального беспокойства. "Гравий" (1993) — на этой
социальной комедии стоит остановиться подробнее, ибо она, никого не разоблачая
и не обвиняя впрямую, наиболее наглядно иллюстрирует жизненное и
художественное кредо режиссера. Герой картины Боб уильямс — безработный. Дочь Боба готовится к конфирмации, ей
нужны белое платье, туфли, вуаль и перчатки. Можно, конечно, взять их напрокат,
но для убежденного католика Боба это звучит дико — арендовать то, что касается
столь интимного ритуала. Денег взять неоткуда. Пытается подработать с помощью
своего фургона, но именно в этот момент его угоняют. Отчаявшийся Боб крадет
овцу, с горем пополам забивает ее, но продать мясо не удается. Словом, он —
классический неудачник, которому общество не сулит даже в отдаленном будущем
никаких перспектив. |