Космополит Кустурица упорно называет себя
югославом, эмиром несуществующей страны. Он родился в семье непрактикующих
мусульман, но корни имеет сербские. По другой версии, в нем смешались едва ли
не все славянские крови. Так или иначе, но идиллический миф о чудесном
балканском ребенке, кудрявом красавце, гениальном вундеркинде, который факает
идеологию со всем своим супермужским темпераментом и не устает радоваться
жизни, в какой-то момент дал сбой. Боснийское телевидение стало представлять
режиссера монстром, администрация Сараево развернула репрессии против его
семьи. Его мать была вынуждена переместиться в Черногорию. "В моей
квартире на площади 200 квадратных метров, — утверждает Кустурица,
— разместился Фонд боснийских писателей. Их председатель теперь называет
меня предателем. Когда человек, занявший твой дом, обвиняет тебя в том, что ты
уехал из Боснии в Белград, — не правда ли, это слишком? Они хотели меня
использовать как знамя, но я оказался для них недостаточно мусульманин, хотя и
ношу исламское имя". В фильмах Кустурицы, снятых еще задолго
до нового витка балканских войн, уже заложена, предсказана неизбежность
взрыва. Югославское кино — самое загадочное в Европе. Как ни одно другое, оно
было в течение долгих лет поглощено пафосным воспеванием партизанщины. И все же
оно произвело несколько шедевров военной темы необычайной сложности и глубины.
Ведь вторая мировая на Балканах была одновременно и борьбой с внешним врагом, и
партийно-идеологической битвой, и выяснением внутренних национальных, этнических,
религиозных отношений. С середины 60-х, когда слабеющий режим Тито вынужден
был приподнять железный занавес, здесь возникла и прогремела "черная
серия", чья чернота и тотальный пессимизм превзошли все до сих пор
виденное. Поначалу к этой серии причислили и молодого Кустурицу. В кинематографе соцстран новации шли с
северо-запада на юго-восток. Вслед за нашим кино оттепели, польской школой,
школой венгерской, пришел черед Югославии. Кустурица учился в Праге уже после
краха "пражской весны" и стал воплощением ее несбывшихся
кинематографических надежд. Его фильмы действительно напоминают ранние ленты
Формана, хотя они гораздо жестче и лишены шестидесятнических иллюзий. Кустурица, казалось, родился в рубашке:
он, почти мальчишка, легко получал призы, о которых тщетно мечтали Брессон и
Тарковский. Казалось также, он напал на золотую жилу, удачно используя
региональную экзотику и фольклор, о которых за пределами Балкан имели смутное
представление. Памятен был лишь фильм Александра Петровича "Я видел даже
счастливых цыган". Более того, в ту пору большинство из нас, темных,
похоже, не догадывалось о каких-то существенных различиях между этническими
частями Югославии; знали только, что сербы со времен войны держали зуб на
хорватов, а про боснийцев-мусульман почти и вовсе не слышали. Потому и поражала
так самобытность народной жизни, мощно клубившейся в ранних фильмах Кустурицы. |