На Западе же за победой последовали
неприятности. Как и в случае с "Аризоной", Кустурица долго занимался
перемонтажом, прежде чем выпустить новый вариант во Франции. Тон появившихся
рецензий был настолько убийственным, что Кустурица заявил о своем уходе из
кино. Он почувствовал себя жертвой политической анафемы. Травлю развязали левые
французские философы и критики образца 68-го года, которые сочли
"Подполье" политически некорректной и просербской картиной. "Эти
люди, — говорит Кустурица, — всю жизнь занимаются политиканством:
вчера они были гошистами, сегодня ширакистами, завтра — еще кем-нибудь. Я не
называю их иначе как mother-fuckers. Если бы я следовал их идеологическим
установкам, я не мог бы, например, поехать в большинство стран Латинской
Америки, где у власти олигархи, или даже в Россию. И в Соединенные Штаты тоже.
Это они вместе со своими союзниками сформировали после первой мировой войны
Югославию и они же разрушили ее". Кустурица не просто идет "против
течения", но и достаточно убедительно обосновывает свою позицию. В самом
деле, не странно ли, что Запад, который на словах выступает за мультикультурный
мир, поддерживает все отколовшиеся от Югославии страны и осуждает Югославию —
единственное мультиэтническое государство на Балканах? На этот вопрос отвечает
"Подполье". Этот фильм потрясенные критики называли ураганом, обвалом,
землетрясением, рок-н-ролльным концертом на фоне бомбежки, катарсисом без
начала и конца. Образно представляли как речь Черчилля ("Я обещаю вам
кровь и слезы"), положенную на музыку "Секс пистолз". Только в
фильме бомбардируют не чопорный Лондон, а анархический Белград: в первой же
сцене бомбы летят в зоопарк, откуда метафорой вырвавшихся жестоких инстинктов
по городу расползаются звери. После этой блестящей трагикомической завязки
фильм не раз проседает под грузом теснящих друг друга барочных образов, часто
на грани дурного вкуса. Однако энтузиазм режиссера не иссякает, и он, любящий
сравнивать себя с крепким бренди, опьяняет себя и зрителя "всепроникающим
эротизмом и неистощимой пластической изобретательностью" (цитирую критика
Алексея Медведева). Что можно, к примеру, сказать об эпизоде,
где герой во время бомбежки протирает щегольские лакированные ботинки
подвернувшейся под руку кошкой? И впрямь приходишь к выводу, что
"восторги критиков по поводу далеко не однородного творчества Кустурицы —
это в первую очередь радость людей, понявших, что в ближайшие годы им не грозит
остаться без работы". Режиссерская изобретательность Кустурицы, его
избыточность и чрезмерность, однако, не самоценны: "Подполье" имеет
более амбициозный замысел, который другой критик, Валентин Михалкович
определил как "шизоанализ Режима", но можно определить и как
"шизоанализ Нации". |