Вот ответ на недоумение Европы: она
готова принять эстетический беспредел Кустурицы, но в то же время не понимает
и боится того радостного садизма и неиссякающей потенции (все те же
"витальность", "брутальность" и "народность"),
которые кажутся привлекательными на экране, но гораздо менее симпатичными в
свете нескончаемой балканской войны. Эта война не кончается в фильме в течение
полувека. Не кончается и подполье: сначала населенное сербскими партизанами,
потом — оболваненными жителями "соцлагеря", которых коррумпированные
титовские функционеры убеждают, что якобы вторая мировая все еще продолжается.
Когда же пленники вырываются на волю, оказывается, что война на Балканах
действительно идет. "Подпольем" Кустурица определил
Балканам место, которое раньше занимала Россия — место больного подсознания
Европы. Определение Кустурицы как "неоварвара", вбрызнувшего свежую
кровь в дряхлые жилы кинематографа, или как "культурного героя",
витального представителя этнических меньшинств, после "Подполья"
перестало быть актуальным. Сняв этот величественный в своей дисгармонии фильм,
Кустурица стал классиком глобального большого европейского стиля в его новом,
постмодернистском варианте. Боснийский вундеркинд, едва перейдя сорокалетний
рубеж, вошел в обойму кинематографических мастодонтов и священных чудовищ. Решив совсем бросить кино, Кустурица
затеял небольшой проект для немецкого телевидения о цыганской музыке под
названием "Музыка-акробатика". Из этой затеи и вырос в конце концов
фильм "Черная кошка, белый кот". И режиссер стал делать его так, как
будто бы вообще раньше не снимал, — как в первый раз. Вместе с тем он не
скрывал того, что бежит из отвратного мира политики в утопию счастья, в хорошо
знакомое "время цыган". На вопрос, почему он обращается к одним и тем
же темам, Кустурица отвечает, что точно так же можно спросить Дэвида Хокни,
почему тот все время рисует бассейны. "Черная кошка, белый кот"
рассказывает вечную историю на тему "любовь и деньги", но показывает
конфликт сквозь призму специфичной цыганской этики. На первый взгляд, персонажи
фильма вульгарны, а его юмор довольно циничен. Но очень скоро, входя в этот
мир, начинаешь ощущать себя во власти неотразимо мощной мифологии. Это фильм о
людях, которые никогда не умирают, ибо цыгане с их культом свободы вечны. Мнимые трупы двух цыганских крестных
отцов лежат замороженные на чердаке, внизу гремит свадьба, переходящая в
стрельбу, крыша рушится, и свинья поедает обшивку "трабанта". Таков
образ фильма и таков образ общины, страны, мира, мифа, которые строит на
экране Кустурица. И цыганским богачам, и босякам присуще редкое внутреннее
благородство. Своим фильмом Кустурица выдает этому народу лицензию на
аристократизм. |