Непонятное слово? - Вам сюда!
По книге Дональда Спото
53 фильма мастера
Что же это такое?
Эпизодические роли Хича
Где истоки таланта великого режиссера?
Квест по мотивам фильмов Хичкока
Телешоу Альфреда Хичкока
Фотогаллерея
Скачать!
Иностранные сайты о Альфреде Хичкоке
Статьи о Хичкоке в прессе
hitch@narod.ru
Предыдущая Следующая

Вот ответ на недоумение Европы: она готова принять эстетический беспредел Кустурицы, но в то же время не по­нимает и боится того радостного садизма и неиссякающей потенции (все те же "витальность", "брутальность" и "народ­ность"), которые кажутся привлекательными на экране, но гораздо менее симпатичными в свете нескончаемой бал­канской войны. Эта война не кончается в фильме в течение полувека. Не кончается и подполье: сначала населенное серб­скими партизанами, потом — оболваненными жителями "соцлагеря", которых коррумпированные титовские функ­ционеры убеждают, что якобы вторая мировая все еще продолжается. Когда же пленники вырываются на волю, оказывается, что война на Балканах действительно идет.

"Подпольем" Кустурица определил Балканам место, ко­торое раньше занимала Россия — место больного подсоз­нания Европы. Определение Кустурицы как "неоварвара", вбрызнувшего свежую кровь в дряхлые жилы кинемато­графа, или как "культурного героя", витального предста­вителя этнических меньшинств, после "Подполья" перестало быть актуальным. Сняв этот величественный в своей дисгар­монии фильм, Кустурица стал классиком глобального боль­шого европейского стиля в его новом, постмодернистском варианте. Боснийский вундеркинд, едва перейдя сорокалет­ний рубеж, вошел в обойму кинематографических масто­донтов и священных чудовищ.

Решив совсем бросить кино, Кустурица затеял неболь­шой проект для немецкого телевидения о цыганской музыке под названием "Музыка-акробатика". Из этой затеи и вырос в конце концов фильм "Черная кошка, белый кот". И режис­сер стал делать его так, как будто бы вообще раньше не снимал, — как в первый раз. Вместе с тем он не скрывал того, что бежит из отвратного мира политики в утопию счастья, в хорошо знакомое "время цыган". На вопрос, почему он обращается к одним и тем же темам, Кустурица отвечает, что точно так же можно спросить Дэвида Хокни, почему тот все время рисует бассейны.

"Черная кошка, белый кот" рассказывает вечную исто­рию на тему "любовь и деньги", но показывает конфликт сквозь призму специфичной цыганской этики. На первый взгляд, персонажи фильма вульгарны, а его юмор довольно циничен. Но очень скоро, входя в этот мир, начинаешь ощущать себя во власти неотразимо мощной мифологии. Это фильм о людях, которые никогда не умирают, ибо цы­гане с их культом свободы вечны.

Мнимые трупы двух цыганских крестных отцов лежат замороженные на чердаке, внизу гремит свадьба, перехо­дящая в стрельбу, крыша рушится, и свинья поедает об­шивку "трабанта". Таков образ фильма и таков образ об­щины, страны, мира, мифа, которые строит на экране Кусту­рица. И цыганским богачам, и босякам присуще редкое внутреннее благородство. Своим фильмом Кустурица выдает этому народу лицензию на аристократизм.


Предыдущая Следующая










Hosted by uCoz