"Черная кошка, белый кот"
настойчиво напоминает, что Кустурица — порождение средиземноморской культуры.
Но он как югослав не в меньшей степени воспитан на русской литературе: именно
сплав этих влияний в феномене Кустурицы оказывается витальным и культурным одновременно.
В "Подполье" нетрудно обнаружить художественную перекличку с
Тарковским. А "Черная кошка" своим появлением обязана рассказам
Бабеля: оттуда отчасти и пришли в фильм гангстеры с большими сердцами и
фатальными страстями. Или пароход "Горький" в одном из первых
эпизодов картины: он возник как воспоминание о визитах русских моряков в
югославские порты, куда они частенько наведывались во время этнической войны в
поисках легкой наживы. Как обычно в фильмах
Кустурицы, в этом важную роль играют животные — вплоть до того, что коты
вынесены в название. Режиссер знаменит тем, что у него "играют" собаки,
козы, обезьяны и даже слоны. "В животных, — говорит Кустурица, — есть
какой-то магнетизм, электричество, они как бы существуют между нашим, прошлым и
настоящим. Во "Времени цыган" индюк умеет выполнять приказы. Когда вы
снимаете фильм два года, а не две недели, животные становятся частью вашей
жизни и выполняют задания, как солдаты". Подобно своим цыганам, Кустурица в новом фильме
возродился после кризиса для последующей жизни. Он преодолел гигантоманию и
хаос "Подполья" и направил свой балканский анархизм в безопасное
этнографическое русло. Но все же некоторых опасностей режисссер не избежал.
Картина не катится свободно, как было в ранних — и лучших — работах режиссера,
она периодически оказывается на грани коллапса и натуги, но потом каким-то
чудом выруливает к нужной эмоции. Это происходит ценой постоянной
"накачки" крови в хлипкое тело сюжета, и порой эта операция напоминает
медицинскую. Кустурица прав, говоря, что цыганам
присуща своя эстетика, близкая природе современного кича. И, конечно, цыганская
музыка, эклектичная, волнующая, мультиэтническая, содержит в себе все созвучья
— от Баха до восточной меланхолии, от оперы до рока. Однако, расставшись со своим
постоянным композитором Гораном Бреговичем, Кустурица, скорее всего не
поделивший с ним славу, утратил некую важную составляющую своей музыкальной
партитуры: она стала менее вдохновенной, чуть-чуть механической. Мотивировка
Кустурицы звучит не слишком убедительно: "В нем больше не было
необходимости. Ведь Брегович так или иначе обрабатывал цыганские мотивы, причем
не всегда был достаточно корректен, чтобы упомянуть оригинал". И еще один момент на Венецианском фестивале
сработал не в пользу Кустурицы: большой успех имела показанная вне конкурса
картина Горана Паскалевича "Пороховая бочка". Сделанная в
классической, даже театральной манере, она, однако, оказалась очень живой и
точной в отражении самого духа балканской ситуации — той самой, которой бежит
Кустурица. А если правда, как говорят злые языки, что последний препятствовал
техническому завершению фильма Паскалевича на Белградской студии и включению
конкурента в венецианский конкурс, это грустно. Ибо принц балканского кино и
эмир даже несуществующей страны должен быть благороден. Как благородны в его
художественной версии цыганские мафиози и бароны. |