Впрочем, судя по "Витгенштейну",
Джармена в конце жизни все меньше занимало утверждение политкорректности. Равно
как барочные эффекты поставангарда. Вкрапления вибрирующих цветовых сочетаний
в костюмах Тильды Свинтон — последний всплеск джарменовской декоративности,
которая аннигилируется черным смоляным фоном. По словам режиссера, "персонажи
на этом фоне предельно концентрируются и начинают сверкать, словно красные
карлики и зеленые гиганты, желтые полосы и голубые звезды". Ни в одном
фильме Джармен не проявлял себя столь остроумным стилистом, не демонстрировал в
такой мере утонченное чувство английского юмора. А потом все остальные цвета вообще
исчезли, и экран превратился в сплошной голубой квадрат. Кусочек пронзительно
ясного средиземноморского неба. 14. Лео Каракс. Все еще молодой, все еще безумный
Под занавес 1992 года в Берлине вручали
Приз европейского кино, в просторечье именуемый "Феликсом".
Претендентов после тщательного отбора оказалось трое: итальянец, финн и
француз. К разочарованию многих, лавры снискал сентиментальный итальянский
фильм "Украденные дети" Джанни Амелио. А вовсе не "Любовники
Понт-Неф" Лео Каракса. Правда, "Феликс" улыбнулся его актрисе
Жюльетт Бинош. Впрочем, удивляться надо не столько факту
ненаграждения Каракса, сколько тому, что он вообще попал в число кандидатов.
Франция официально выдвинула совсем другого — академичного "Ван Юга"
Мориса Пиала. И только дополнительное заочное жюри экспертов внесло коррективы
в список номинаций. А ведь Каракс, по просвещенному мнению
журнала "Кайе дю синема", — лучший из современных французских
кинематографистов. Целый номер "Кайе", проиллюстрированный рисунками
Жюльетт Бинош, посвящен "Любовникам Понт-Неф". Сама история
появления на свет этой картины — ее трехлетняя, полная мук и перипетии production history — образует захватывающий сюжет, обсосанный со всех сторон
рекламой и постмодернистской критикой. Об этой истории, ставшей частью новой
культурной мифологии, — чуть ниже, а пока — к истокам легенды Каракса. Легенда предполагает недосказанность и —
вопреки обвалу всевозможных публикаций — гласит, что об этом человеке
известно всего ничего. Он полуфранцуз-полуамериканец, рано ушел из школы,
работал клейщиком афиш, подвизался в роли кинокритика и актера, никогда не
учился режиссуре на студенческой скамье. Псевдоним Leos Сагах есть анаграмма, составленная из
его настоящего имени Alex
и его любимого имени Oscar.
Больше о нем ничего знать не положено. Он молчалив, нелюдим и неохотно дает
интервью. Во время визита в Москву с группой французов-кинематографистов,
кажется, не проронил ни слова. |