Каракс искусно творит собственный имидж и
талантливо им руководит. Но за кадром все же чувствуется опытная рука
специалистов из "Кайе", в частности, умершего не так давно от СПИДа
Сержа Дане, которого считают величайшим кинокритиком наших дней. Именно он
пригрел чудного провинциала-подростка, открыл ему путь в синематеку, обеспечил
бесплатные просмотры классики и "новой волны". Каракс — выкормыш,
законный сын последней, живое воплощение ее концепции чисто авторского кино, ее
этоса, ее жизненного стиля. Пришел в режиссуру из синефилов, принес опыт
"фильмотечной крысы". Все свои ленты начиняет цитатами из арсенала
мирового кино — от Чаплина и Виго до Годара. Имеет своего "альтер
эго" — актера Дени Лавана (как Трюффо — Жан-Пьера Лео). Здесь-то и коренится противоречие внутри
имиджа. Каракс — вундеркинд, чудесный ребенок французского кино, обласканный
критикой и министром культуры. А его герой Алекс, не меняющий имени из картины
в картину, — явный аутсайдер, неприкаянный, бездомный, почти дегенеративный.
Но именно ему — точнее, актеру Дени Лавану — доверено воплотить авторские
рефлексии, томления духа и тела, отношения с Женщиной. Это началось еще в пору отроческих
любительских опусов. Будущий режиссер был неравнодушен к однокласснице, но не
решался подойти к ней. Он исхитрился достать 16-миллиметровую пленку, нашел
приятеля, который умел с ней обращаться, и попытался уговорить Флоранс сыграть
в фильме (у которого не было даже сценария). Съемки должны были начаться со сцены,
где героиня просыпается нагой после ночного кошмара. Оба страшно боялись, и в
конце концов пришлось найти другую "актрису", после чего Каракс
потерял интерес к фильму и даже не стал его монтировать. Но
"методология" была разработана: камера служила посредником между
кинематографистом и объектом его желаний. Готовя свой полнометражный дебют Boy Meets Girl (название звучит по-английски, 1983),
Каракс задумал снимать свою тогдашнюю девушку — начинающую актрису Мирей
Перье, но никак не мог выбрать актера, которому доверил бы играть
"себя". Пока не встретил своего ровесника Дени Лавана в агентстве для
безработных артистов. И в последующих двух картинах Лаван разыгрывал тот же
самый сюжет "парень встречает девушку", только девушка была уже
другая — та, с которой теперь жил Каракс. Жюльетт Бинош. Их роман впоследствии,
когда оба прославились, стал достоянием светской хроники, но для самого Каракса
с самого начала был отблеском ностальгических мифов "новой волны", в
частности, любовной связи молодого анархиста Годара и его светлой музы Анны
Карины. Bоу Meets Girl прошумел на Каннском фестивале: все
говорили о 22-летнем дебютанте. Эта черно-белая лента — упражнение на
традиционную для авангарда тему "бешеной любви". Оригинальность
заключалась во взгляде, вернее, в его непрестанном раздваивании — с точки
зрения мужчины и женщины. Они ищут друг друга, сходятся, расходятся, их
физически влечет к соединению, но они по-прежнему сотканы из разных материй, и
пиком сближения становится убийство-самоубийство с помощью (навеянных
"Пьерро-безумцем" Годара) ножниц. |