Между героями практически не происходит
диалога. Пластической метафорой поиска, взаимного тяготения становится
клетчатая раскраска шарфика, который сначала падает на тротуар с шеи другой
женщины, потом оказывается в руках другого мужчины и, наконец, в результате
смертельной драки, попадает к Алексу. В брюках подобной же раскраски мается
героиня, пока не встречает свою судьбу. Между прочим, такие клетчатые шарфики
из "культовых" превратились в предмет массовой моды и заполонили
Париж. В первой картине Каракса, несмотря на
локальность ее сюжета и формы, уже видны зачатки космогонии и гигантомании
этого режиссера, в данном отношении не характерного для Франции. Камера все
время рвется из тесных комнат к панораме звездного неба, к силуэтам дивных парижских
мостов. Вместе с тем минимализм типажной репрезентации персонажей побуждает
вспомнить аскетичного Брессона. Прошло три года, и снова — Каракс. Его
новый фильм "Дурная кровь" представляет Францию в конкурсе Берлинского
фестиваля. Соревнуясь в экстравагантности со "Скорбным бесчувствием"
Александра Сокурова, картина Каракса получает поощрительный приз для молодых
дарований. Его еще числят мальчиком. Еще года через три этот же фильм станет
классикой современного кино. Поверх детективного сюжета (борьба за
обладание вакциной против смертельной болезни, напоминающей СПИД) брезжит
занятная игра компьютеризированной памяти, выбрасывающей из своих ячеек и
цитаты из киноклассики ("Маленькая Лиза" Жана Гремийона), и
годаровские мизансцены ("Детектив", "На последнем
дыхании"), и музыкальные фразы Прокофьева или Бриттена, и чувственные
гипнотические рапиды видеоклипа, и неистовую мелодию раннего Дэвида Боуи
(Каракс открыл его, когда о нем еще никто толком не знал). Всему этому
сопутствуют густые, влажные тона, поразительная контрастность теплых ночных
съемок, гиперреалистические декорации с преобладанием красного, белого и
черного, но также с вкраплениями голубого и желтого. Зритель фильма обнаруживает себя то в
угловатом антимире гиньоля, то в оболочке рекламного глянца, то в головокружительном
парашютном падении, где двое любовников сплелись в объятиях. Скрепляет эту
странную гармонию, сотканную из диссонансов, Алекс—Лаван, мальчишка вне
возраста, с повадками сверхчувствительного мутанта, напоминающий другого Алекса
— из "Заводного апельсина", и слегка — нашего Плюмбума. Это диковатое
существо самой своей пластикой, психофизикой вызывает смесь противоречивых
чувств с доминирующим привкусом грусти. Фильм Каракса, замусоренный, на первый
взгляд, детективной невнятицей, оказывается по сути чистейшей
лирико-философской медитацией на тему одиночества, страха и вины, искупления
через любовь и смерть. Стилизованный криминальный жанр становится метафорой
неумолимой судьбы. |