"Короли умерли, да здравствует
король!" Под таким девизом вошли во французское кино 80-х годов Бенекс,
Бессон, Каракс. Эту режисерскую троицу объединяют аббревиатурой Би-Би-Си (ВВС)
и называют представителями "новой новой волны" или "нового
барокко". Но даже и в этом ряду Каракс стоит особняком. Он как никто
ориентирован на двойную цитатность, когда один уровень, один знак уничтожает
другой. Проблема — как высечь между ними искру эмоциональности, не потерять ее
в почти пародийной синефильской игре. Действие третьей картины Каракса так же
крепко, как у Гюго с Нотр-Дам, связано с Понт-Неф — старейшим (хотя он и
зовется Новым) и знаменитейшим парижским мостом, ставшим на время двухлетнего
ремонта обиталищем клошаров. Каракс продолжает путешествие со своими спутниками
— Дени Лаваном и Жюльетт Бинош, но находит для них более интересный маршрут,
позаимствованный не из карманной серии "крими", а из классического
парижского романа. Героя снова зовут Алекс, он заправский
клошар, зарабатывает на свою бутылку трудной работой уличного акробата и
огнеглотателя. Разительную метаморфозу претерпевает в фильме Бинош: эта
прелестная актриса и талантливая художница играет Мишель, тоже художницу, но —
опустившуюся, полуслепую, исхудавшую до безобразия. Вместе этим двоим
предстоит — почти в буквальном смысле — пройти огонь, воду и медные трубы,
пережить соблазн, и измену, и разлуку, и смерть, чтобы в конце концов послать к
чертям прошлое и укатить на какой-то мифической барже прочь из Парижа, в
счастливое безвременье, в вечность, в океан. В этой истории господствует поэтика Рока
— настолько властная, что она допускает контрасты самые неожиданные. Например,
эпизод в ночлежке кажется сродни нашей российской "чернухе" (Каракс
неплохо знает среду, быт и специфическую мораль люмпенов), вызывая вместе с
тем отдаленную ассоциацию с лагерями и газовыми камерами. Мощное романное
начало держит стилистически разнородный фильм, расцвеченный визионерской
изобретательностью Каракса. Холодок нарциссизма эстетизирует и волевым порядком
оправдывает вымученность некоторых сюжетных связок. После премьеры на Каракса посыпались
газетные упреки и даже открытые письма: режиссера укоряли в том, что он
"хочет при жизни иметь свой миф", "знает фильмы лучше, чем
людей" и оставляет на своих персонажах "искусственный налет
синтетических продуктов". Самые радикальные отвели "Любовникам
Понт-Неф" место в метафизической категории "фильмов, которых лучше
бы не было". И тем не менее картина стала событием, выйдя из
экспериментальных рамок "нового искусства". Возникло неоклассическое
произведение, которому никто не запрещает при этом именоваться
неомодернистским. |