К этому взывает, в частности, уже
упомянутая production history, невиданная по бюджету и амбициозности для французской
кинопромышленности тех лет, сопоставимая лишь с "Апокалипсисом"
Копполы и "Фицкарральдо" Херцога. Каракс — все еще самый молодой из
этих безумцев-перфекционистов и самый безумный из молодых. Летом 1988 года он закончил сценарий и
непосредственно приступил к "Любовникам" с бюджетом в 32 миллиона
франков и с разрешением на трехнедельные съемки на Новом мосту. Одновременно на
юге страны, недалеко от Монпелье, была выстроена скромная декорация моста: она
должна была использоваться для ночных сцен. Обучаясь искусству акробатики и
огнеглотания, Лаван за неделю до начала съемок сильно повредил сухожилие. Сроки
были сорваны, и тогда возникла беспрецедентная идея: построить точную копию
Нового моста и окружающего его района Парижа. Под Монпелье было вырыто бульдозерами
250 000 кубометров земли и заполнено водой мнимой Сены. Съемки продлились три
месяца, но были прекращены, так как продюсер Ален Дахан разорился на этом
проекте и вскоре умер. В следующем году были найдены новые
деньги, но медленные темпы работы Каракса и его оператора Жан-Ива Эскофье
повлекли очередной перерасход и чуть не довели до ручки швейцарского финансиста
фон Бюрена. Никто уже не верил в вероятность завершения фильма; это произошло
только благодаря усилиям министра культуры Жака Ланга. Премьера состоялась зимой 1990 года одновременно
по всему Парижу. После нескольких недель сенсационного бума залы опустели, не
принеся ожидаемой прибыли. Официально затраты на картину исчисляются 100
миллионами франков, но многие склонны считать, что цифра 160 миллионов ближе к
истине. К стоимости этой картины следует добавить
сложнейшие, полулегально проведенные съемки в Лувре у картины Рембрандта, где
третий протагонист фильма — бездомный алкоголик Ганс — стилизован под самого
Рембрандта, и одновременно — под Орсона Уэллса. Нужно добавить и фейерверки,
блистательные игры с огнем, заснятые на Сене в дни празднования 200-летия
французской революции и потом заново воспроизведенные Караксом. Наконец, нельзя не сказать о героизме
актеров, не только овладевших несколькими видами спорта и профессиональной
хореографией — от классической до рэпа, но в буквальном смысле рисковавших
своими жизнями. Жюльетт Бинош летала по Сене на водных лыжах при температуре
воды 13° и чуть не разбилась о каменный берег. Каракс говорил, что никогда не
мог бы делать ничего подобного с Бельмондо — и не из страха за его жизнь, а
потому, что тот никогда бы не сумел прожить фильм как собственный опыт. Ведь это очень личный фильм — о любви,
фильм, который могли сделать только эти трое безумцев. Каракс, Лаван и Бинош.
Когда последняя начинала актерскую карьеру, она мечтала сыграть Марию
Башкирцеву — культовую фигуру русского декаданса. Будучи восходящей звездой,
ради съемок у Каракса три года ждала, отказываясь от предложений Элиа Казана,
Роберта Де Ниро и Кшиштофа Кесьлевского. У последнего она все же сыграла в
фильме "Три цвета: синий", как и у Луи Малля в "Роковой".
Обоих режиссеров уже нет в живых. А Каракс жив — но они с Бинош расстались.
Кураторам церемонии "Феликса" пришлось "разводить"
режиссера и актрису, чтобы они, не дай Бог, не встретились на сцене.
Расставшись, они пылают Друг к другу столь же сильными, хоть теперь и
негативными чувствами. Однако, когда Малль характеризовал скупую, минималистскую,
но при этом магнетическую манеру игры Бинош как чудо, оба знали, что этим чудом
она обязана встрече с Караксом. Как обязана и последующей оскаровской славой. |